Адвокат Габриэль ЛАНСКИ: Рахату Алиеву “светит” пожизненный срок
После годового перерыва в деле экс-посла Казахстана в Австрии Рахата АЛИЕВА появились новости. Верховный суд Федеральной земли города Вены в своем решении, вынесенном еще 17 декабря прошлого года, опроверг версию политической мотивированности преследования Рахата Алиева в Казахстане и подтвердил правомерность обвинений, выдвинутых в его адрес в нашей стране. Об этом в среду на пресс-конференции в Алматы сообщили адвокаты казахстанского фонда “Тагдыр” и семей погибших менеджеров Нурбанка доктор Габриэль ЛАНСКИ и Анна ЦАЙНТЛИНГЕР, а также экс-прокурор прокуратуры Вены Норберт ХАЗЛЬХОФЕР.
Предыстория решения Верховного суда такова. После того как Австрия дважды отказала Казахстану в экстрадиции Алиева, органы австрийской юстиции начали собственное расследование. В рамках следственных мероприятий прокуроры Вены произвели многочисленные обыски офиса доверенного лица Рахата Алиева и его адвоката по совместительству - доктора Кристиана ЛЕСКОШЕКА. Г-н Лескошек в свою очередь обратился в Верховный суд с жалобой на действия прокуроров и с требованием запретить надзорному органу использовать против его клиента все найденные во время обысков документы. Однако Верховный суд не только отклонил жалобу, но и подтвердил обвинения в отношении Алиева о создании им организованной преступной группировки, занимающейся вымогательством и отмыванием денежных средств, добытых преступным путем, а показания потерпевших Армангуль КАПАШЕВОЙ и Абильмажена ГИЛИМОВА признал достойными доверия.
- Адвокат Алиева, по сути, оказал ему медвежью услугу, - заявил Лански на пресс-конференции. Он еще ближе подвел Алиева (фамилия которого теперь ШОРАЗ) к уголовному заключению.
Лански также сделал прогноз: в течение 2013 года расследование в отношении Рахата Алиева будет завершено и он предстанет перед судом.
- Максимальный срок наказания для него - пожизненное заключение, - отметил Лански (на правом снимке). - К такому же сроку, кстати, вероятно, будут приговорены и его подельники - Альнур МУСАЕВ и Вадим КОШЛЯК. Алиеву в свое время удалось добиться для себя системы защиты на национальном уровне. Скажу прямо, он подкупил политиков на различных уровнях, в результате чего расследование в отношении его затягивалось. Однако сейчас ни прокурор, ни следствие не смогут видеть ситуацию с Алиевым иначе, чем Верховный суд. Поэтому мы очень позитивно рассматриваем решение Верховного суда и считаем его очередным шагом к осуждению Алиева.
По словам Лански, Алиев перевел огромные суммы денег в страны Европы (только в Австрию - свыше 113 миллионов евро).
В свою очередь Норберт Хазльхофер (на левом снимке) сообщил, что Алиев будет отбывать наказание в Австрии.
- На сегодняшний день Алиев находится на территории Евросоюза, - говорит он. - В случае если на территории Австрии будет выдан ордер на его арест, он будет доставлен в Австрию.
После пресс-конференции наш корреспондент взял у Габриэля Лански и Анны Цантлингер эксклюзивное интервью.
- Г-н Лански, проведенная вами сегодня пресс-конференция после годового молчания выглядит весьма странной. Не является ли это неким ответом на выход книги Алиева “Место преступления - Австрия”, недавно появившейся на прилавках магазинов Германии?
- Наше “поле битвы” - в Австрии. Нам не нужно изобретать историю, чтобы получить информационный повод. Нам не нужно покупать людей, чтобы дело двигалось в правильном направлении. Материалы дела свидетельствуют, что мы правы.
- Новость о решении Верховного суда мы первым делом сообщили на пресс-конференции в Австрии в феврале, - вступает в разговор Анна Цайнтлингер (на правом снимке). - Пресс-конференция в Алматы нами была запланирована как часть информационной стратегии. Следующую пресс-конференцию мы планируем провести в Брюсселе. К книге это не имеет никакого отношения.
- Мы не хранили молчание, - добавляет Лански. - В течение всего прошлого года в австрийских газетах регулярно выходили наши интервью о развитии дела. Что касается молчания вдов погибших топ-менеджеров Армангуль Капашевой и Шолпан ХАСЕНОВОЙ, то мы уважаем их решение, понимая, насколько им тяжело как в физическом, так и в моральном плане. Кстати, о книге. Я очень зол на Алиева; был вынужден не спать всю ночь, пока читал этот откровенный бред. Он чуть ли не половину населения Австрии называет агентами вашего КНБ, а нашего президента обвиняет в заинтересованности в его осуждении. Это просто смешно!
- В последнем интервью нашей газете (см. “Кролики для удава”, “Время” от 28.6.2011 г.) вы заявили: Алиев ссылается на какого-то тайного свидетеля в Лондоне, чьи показания свидетельствуют о его (Алиева) невиновности. И предположили, что этим свидетелем является Мухтар АБЛЯЗОВ. Удалось ли узнать, кто на самом деле этот свидетель?
- Свидетель оказался кроликом из шляпы. Мы до сих пор не знаем, кто он. Видимо, это просто очередная утка от Алиева.
- Дело по обвинению Алиева в отмывании крупных сумм денег, возбужденное в Германии, завершено?
- Это дело очень большого объема. Оно до сих пор не завершено. Германская и австрийская прокуратуры тесно сотрудничают в этом вопросе.
- Два запроса от Казахстана об экстрадиции Алиева были отклонены Австрией: у ваших органов юстиции были опасения, что его преследуют по политическим мотивам. Теперь Верховный суд признал, что таких мотивов нет. Почему же Алиев не будет экстрадирован?
- Согласно нашим законам, если был отказ в экстрадиции, Австрия сама проводит расследование и судебный процесс. Решение Верховного суда Вены не ответ на вопрос, имеются ли основания для экстрадиции. Решение суда говорит о том, что следственные действия, проведенные в Казахстане, являются достоверной базой, на основании которой австрийская прокуратура может строить свое обвинение.
- Тем не менее теоретически казахстанская сторона может послать запрос об экстрадиции еще раз, основываясь на решении Верховного суда?
- Да. Но это спекулятивные размышления. Я думаю, то, что происходит сейчас, - правильная стратегия. Если сейчас поступит такой запрос, то мы снова увязнем в рассуждениях о ситуации с правами человека в Казахстане, о том, не будет ли подвергнута жизнь Алиева опасности в случае его экстрадиции, и так далее.
- Вы сказали, что максимальное наказание Алиеву - это пожизненное заключение. А каково минимальное наказание?
- Это зависит от многих факторов: активно ли он сотрудничал со следствием, имеются ли смягчающие обстоятельства и другие вещи, которые сейчас нельзя спрогнозировать, - отвечает Норберт Хазльхофер. - Но по австрийским законам минимальный срок за убийство - 10 лет лишения свободы.
- Алиева будет судить суд присяжных. Существует ли вероятность того, что они его оправдают?
- Теоретически - да, - говорит Лански. - Нужно понимать, что присяжные - это простые люди без юридического образования. Насколько вина Алиева будет очевидна для них - людей, которые очень мало знают о Казахстане?.. Чем лучше будет проведена следственная проверка и чем четче будут свидетельские показания, тем выше шансы, что Алиева со товарищи признают виновным.
- Тогда по логике вопрос об экстрадиции становится более актуальным: ведь в Казахстане Алиев уже осужден...
- Если положить на одну чашу весов возможность получения положительного решения об экстрадиции Алиева в Казахстан, а на другую - шансы на его осуждение в Австрии, то, я думаю, вторая чаша перевесит. Вероятность того, что решение по третьему запросу об экстрадиции будет положительным, очень мала.
Руслан БАХТИГАРЕЕВ, фото Романа ЕГОРОВА и Владимира ЗАИКИНА, Алматы