Не жезлом единым...
Уже в ближайшие месяцы казахстанскую полицию ждут большие перемены: исчезнет разделение на дорожных и патрульных полицейских. Говорят, больше других эта новость обрадовала участковых. Еще в прошлом году эксперимент по взращиванию универсального сотрудника был внедрен в Павлодаре и Таразе. По всей видимости, его результаты удовлетворили министра внутренних дел Калмуханбета КАСЫМОВА, громогласно объявившего, что с апреля аналогичные изменения произойдут во всех регионах нашей страны (см. “Соединяй - и властвуй!”, “Время” от 14.2.2013 г.). Дескать, за границей нет никакой дорожной полиции, есть одни сплошные универсалы - а чем мы хуже? Правда, жители подопытных площадок каких-то позитивных изменений не почувствовали.
Первыми переход на новый формат службы совершили полицейские города Павлодара. С 1 апреля 2012 года патрули и дорожная полиция местного ДВД начали вместе следить за порядком на дорогах и улицах, и это принесло результат, если верить отчету главного полицейского в регионе генерал-майора Султана КУСЕТОВА. Цифры и впрямь выглядят неплохо. В 2012 году в Павлодарской области повысилась раскрываемость случаев хулиганства на 15,5 процента, убийств - на 3,5 процента, грабежей - на 8 процентов. В целом увеличилось число краж и грабежей, зато снизилось число тяжких и особо тяжких преступлений - на 15 и 20 процентов соответственно. Часто звучала фраза “по горячим следам” - ведь именно оперативность является одним из ключевых доводов объединения двух служб. Правда, местные жители, несмотря на статистику, реформе не особо рады.
- Честно скажу: по-моему, ничего особо не изменилось, - делится своими впечатлениями правозащитник Светлана КОВЛЯГИНА. - По крайней мере, положительной динамики не наблюдается точно. Многие жалуются, что патрули постоянно останавливают водителей автомобилей, проверяют документы, просят дыхнуть. Я сама за рулем не езжу, но горожане не очень довольны тем, что теперь каждый полицейский стал гаишником.
Развивает эту мысль и общественный деятель Сергей ГУЛЯЕВ (на правом снимке). В Павлодаре, по его словам, универсалы начали работать хорошо. Но продолжалось это недолго.
- Как только было объявлено о том, что у нас теперь все полицейские стали универсальными, мы это восприняли с интересом, - вспоминает Гуляев. - Тем более что людей в форме стало заметно больше. Я лично видел, что машины заезжают во дворы, полицейские ведут с молодежью профилактические беседы. В общем, так и должно быть. Но месяца через два “уазики” перебрались на дороги. У меня тоже был инцидент, когда патрульные остановили мой автомобиль и заявили, что я нарушил правила. Но я этого не делал! Мы поспорили, они признали мою правоту, и я уехал. По разговору чувствовалось, что ребята “плывут”. Может быть, ПДД им знакомы, но специфику работы дорожной полиции они не знают. На заседании общественного совета при нашем ДВД этот вопрос поднимался, и генерал Кусетов признал: да, есть факты, когда патрули слишком сильно увлекаются работой на дороге. Говорили мы и о том, что процессуальных, правовых знаний полицейским не хватает. Поэтому каких-то глобальных позитивных подвижек нет.
Если у жителей Павлодара было почти девять месяцев на то, чтобы хоть немного насладиться работой “зарубежных” копов, которые и штраф выпишут, и преступника обезвредят, то в Таразе эксперимент стартовал позже - в августе минувшего года. За пять-шесть месяцев далеко не все жители столицы Жамбылской области узнали о наступивших изменениях. Хотя и здесь цифры показывают, что объединение служб приносит пользу. В первый же месяц по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличилось количество обслуженных вызовов почти на 20 процентов. На 40 процентов снизилось число преступлений, совершенных на улицах города. И на дорогах порядка стало побольше - смертность в ДТП упала на 66 процентов.
- Не скажу вам по цифрам, лучше или хуже стала работать полиция, - говорит председатель общественного совета при ДВД Жамбылской области Мукаш ИСКАНДИРОВ (на снимке). - Каких-то заметных изменений пока не наблюдается. Но я в целом поддерживаю идею внедрения универсальных полицейских. На Западе это работает, должно и у нас прижиться. Хотя, безусловно, навыки и специфические знания у представителей разных служб сразу не появятся. Как быстро они переучатся - это вопрос в компетенции руководителей правоохранительных органов.
Чего же ждать казахстанцам в других городах страны, где, вполне вероятно, уже весной патрульные и дорожные полицейские начнут работать вместе? Станут ли наши улицы безопаснее или просто вырастет число поборов на дорогах? Ни в Павлодаре, ни в Таразе этого еще не поняли.
- Поначалу у нас все схватились за жезлы, - смеется Мукаш Искандиров. - Потом, конечно, их начали перевоспитывать. Так что во многом результаты объединения будут зависеть от местных кадров и руководителей региональных подразделений.
Михаил КОЗАЧКОВ, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы