...Но дело его живёт
Генерала Есетова погубили “скелеты в шкафу”?
Вчера Главная военная прокуратура пролила свет на возможные причины загадочного самоубийства начальника Академии пограничной службы КНБ генерал-майора Талгата ЕСЕТОВА. Он был найден мертвым 31 января в служебном кабинете с огнестрельным ранением в правый висок (см. “Генерал-майор покончил с собой”, www.time.kz от 31.1.2013 г. и “Последний рубеж генерала”, “Время” от 2.2.2013 г.).
Сразу после случившегося Главная военная прокуратура возбудила уголовное дело. В ходе расследования, как сообщила пресс-служба военпрокуратуры, были проведены необходимые судебно-медицинские и криминалистические экспертизы, допрошены родственники и сослуживцы погибшего генерала.
“Совокупность собранных по делу доказательств позволяет достоверно констатировать факт наступления смерти Есетова Т. М. в результате самоубийства, совершенного из закрепленного за погибшим табельного оружия”, - отмечается в сообщении Главной военной прокуратуры.
Причиной суицида, по версии следствия, стало напряженное эмоциональное состояние генерала, вызванное имевшимися подозрениями в его должностных злоупотреблениях. Речь идет о расследуемом КНБ уголовном деле по фактам незаконного использования служебных полномочий должностными лицами Пограничной службы при организации ремонта и технического обслуживания авиационной техники. Следствие проверяет причастность отдельных бывших и действующих руководящих сотрудников Погранслужбы, в том числе и Есетова Т. М., к получению взяток от представителей украинских предприятий.
“При этом следует отметить, что относительно Есетова следствием изучались сделки по ремонту авиатехники 2010 года, в заключении которых он участвовал, работая в центральном аппарате Пограничной службы”, - уточняется в сообщении военной прокуратуры. При этом подчеркивается, что к капитальному ремонту самолета Ан-72, рухнувшего под Шымкентом 25 декабря 2012 года, генерал Есетов никакого отношения не имел.
Однако, как писала наша газета, он имел отношение к событиям 2010 года, связанным с провалом госзакупок сигнализационных систем для охраны госграницы. Тогда генерал Есетов занимал должность первого заместителя директора - начальника Главного штаба Погранслужбы КНБ.
На сегодняшний день редакция располагает документами, свидетельствующими о том, что история с так и не установленным на границе оборудованием, на которое государство выделило многомиллионные средства, имела логическое продолжение в виде судебных тяжб.
В частности, в 2011-2012 годах Военным судом Алматинского гарнизона рассматривались гражданские иски о возврате в госказну денег за фактически невыполненные обязательства по поставке и монтажу сигнализационных комплексов КС-БПР на участках погранзастав Сарыагашского и Жетысайского погранотрядов.
Судились между собой заказчик по проведению этих работ (в лице центрального аппарата Пограничной службы КНБ) и исполнитель - ТОО “Технический центр “Кадар”. Пограничники через суд требовали вернуть свыше 500 млн. тенге за неустановленные комплексы. ТОО “ТЦ “Кадар”, в свою очередь, пыталось убедить Фемиду несколькими действительными актами выполненных работ о частичном исполнении договора о госзакупках.
Несмотря на то, что договор между вышеуказанными сторонами был заключен в начале августа 2010-го и должен был быть исполнен к концу ноября того же года, практически через месяц после срыва поставок и монтажа оборудования, а именно в декабре 2010-го, в центральном аппарате Погранслужбы одно за другим проходили совещания под председательством генерала Есетова. Решали, что делать дальше - пролонгировать неисполненные договоры или же разрывать их.
В решении Военного суда Алматинского гарнизона, вынесенном в августе 2011-го, четко указано: в срыве договора о госзакупках в равной степени виноваты обе стороны - Погранслужба как заказчик своевременно не обеспечила поставщику, ТОО “ТЦ “Кадар”, условия для должного хранения дорогостоящей техники и строительные заграждения, в результате процесс был затянут на 59 дней с момента заключения договора! Это при том, что на выполнение работ в целом ТОО “ТЦ “Кадар” было отведено всего 76 календарных дней. ТОО “ТЦ “Кадар”, в свою очередь, прежде, чем закупать, поставлять и монтировать дорогостоящее оборудование, было обязано разработать проектно-сметную документацию, чего, как было установлено в суде, поставщик не сделал.
Это в конечном итоге и стало основанием для вынесения судом интересного решения: вместо требуемых пограничниками к взысканию с ТОО “ТЦ “Кадар” более 500 млн. тенге дебиторской задолженности суд постановил, что возврату подлежат менее 200 млн. тенге. В итоге пограничники не только не получили заказанного оборудования, но и не вернули всех затраченных на его покупку денег.
Наши источники утверждают: сейчас в КНБ находится несколько уголовных дел, возбужденных в связи с этой мутной сделкой.
Впрочем, это тема отдельного разговора.
Александра АЛЁХОВА, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы