Учите, но учтите...
В минувшую среду в Алматы прошла дискуссия, посвященная проблемам образования в Казахстане, в которой приняли участие представители общественных организаций, студенты, журналисты и просто неравнодушные граждане.
Большим сюрпризом для всех стало появление в качестве эксперта бывшего советника миссии РК в ЮНЕСКО Валерия ТОЛМАЧЕВА, прославившегося три года назад попыткой угнать самолет. Напомним, 24 апреля 2010 года он находился на борту самолета авиакомпании Alitalia, следовавшего из Парижа в Рим. Во время полета дипломат, угрожая стюардессе пилочкой для ногтей, потребовал посадить лайнер в столице Ливии Триполи. Толмачеву предъявили обвинение в попытке захвата воздушного судна, однако позже итальянские медики признали, что советник в момент инцидента находился в состоянии невменяемости. Около года он лечился в одной из клиник Италии и в конце мая прошлого года вернулся в Казахстан.
Мы поинтересовались у экс-дипломата, чем он сейчас занимается. Валерий сказал, что является главным редактором интернет-журнала “Умные вещи”. Комментировать инцидент с самолетом он отказался, зато охотно говорил на другие темы. К примеру, рассказал о системе образования во Франции. На вопрос о механизмах проверки качества образования на Западе Валерий Толмачев ответил: лучшим показателем успешности вуза является трудоустройство его выпускников.
- Качество высшего образования - это большой вопрос, - говорит он. - Еще нет международного регулирующего механизма, который проводил бы, грубо говоря, аттестацию вузов в плане качества. Есть отдельно существующие международные структуры. Попробуйте зайти в Массачусетский технологический институт и сказать: мы хотим аттестовать вас. Они пошлют вас на фиг и скажут: у нас своя система. Это нужно тем, кто недотягивает...
Что касается Казахстана, то, по мнению заместителя директора “Школы Архимеда” Андрея СОМОВА, главная проблема заключается в следующем:
- Мы превратили систему образования в систему услуг, а ведь что такое образование? Это система, которая дает образование плюс воспитание. Я считаю, что обучение, получение знаний есть ценность. И относиться к этому нужно как к ценности. Общество сейчас расслоилось на бедных и богатых. И мы понимаем, что это объективно. Государство предоставило возможность открывать частные школы. И детям там позволяют делать все - лишь бы родители платили. И когда у нас откроется школа по западному образцу, из которой вполне могут выгнать ребенка премьер-министра, тогда мы получим глоток свободы. Но пока, к сожалению, это невозможно.
Собравшиеся также выразили недовольство по поводу качества преподавания. Говорили о том, что преподавать сегодня идут в основном те, кто не смог поступить в другой вуз. Как известно, в 2007 году педагогические институты выделили из состава университетов, и качество преподавания, а также материально-техническая база там сейчас намного ниже, чем в других вузах. Массу претензий у участников дискуссии вызывает и качество учебников. К примеру, Андрей Сомов показал учебник по физике за 8-й класс.
- Написано: какое количество теплоты выделится при сгорании 1 килограмма того или иного вещества, - объяснил он. - В одном из ответов сказано: 10 в третьей степени джоулей на килограмм. В задачнике к тому же классу - 10 в шестой степени. То есть в одном месте тысяча, а в другом - миллион. Это систематическая описка. Еще в издании 2000 года так написано. Постоянно идут письма в Министерство образования: исправьте свои ошибки. Третье издание - не исправляют.
Под занавес дискуссии каждому из присутствовавших предложили представить себя министром образования и высказать свои соображения по улучшению качества отечественного образования. Идей была масса. Оставить в покое и школу, и учителей. Поднять зарплату преподавателям. Перейти к западной системе узкоспециального образования. Исключить из школьной программы лишние предметы. Заставить учителей ежегодно проходить освидетельствование у психиатра. Учредить республиканский консультативный совет из учителей-пенсионеров... В итоге участники дискуссии решили принять собственную программу под названием “Качественное образование, доступное всем слоям населения”, согласно которой государство должно к 2020 году достичь функциональной грамотности, повышения процента трудоустройства выпускников, возможности продолжить обучение в лучших зарубежных вузах, искоренить коррупцию и так далее. В идеале составители программы хотели бы, чтобы существовал планомерный госзаказ на специалистов в различных областях, чтобы государство выделяло реальные льготы для учителей, работающих в отдаленных сельских районах, а также чтобы 15 процентов от нефтяных денег Казахстана шли на образование. В ближайшее время эта программа будет доработана, а затем опубликована.
Мадина АИМБЕТОВА, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы