Пусковой крючок
Кому выгодны “вселенские разборки” Казахстана и России?
Казахстанско-российские трения в космической сфере обостряются чуть ли не с каждым днем. Российские журналисты так и сыплют новостями одна другой сенсационнее: Москва намерена пересмотреть условия договора об аренде Байконура (см. “Протоновая зависимость”, “Время” от 22.1.2013 г.), а то и вовсе предъявляет Астане ультиматум относительно дальнейшей эксплуатации космодрома: если Казахстан будет самостоятельно квотировать пуски из космической гавани российских “Протонов”, то северный сосед свернет все значимые совместные проекты в одностороннем порядке! Не так давно газета “Время” отправляла в Национальное космическое агентство Казахстана (Казкосмос) официальный запрос. И вот на днях мы получили из ведомства Талгата МУСАБАЕВА ответы, которые многое объяснят вдумчивому читателю.
Принципиальная позиция Казахстана по сокращению пусков с Байконура ракет, работающих на токсичном топливе, о чем в очередной раз заявил, выступая в конце прошлого года в парламенте республики, генерал Мусабаев, вызвала молниеносно обиженную реакцию Москвы, пославшей очередную официальную ноту правительству Казахстана. “В сложившейся ситуации Россия будет вынуждена пересмотреть свою позицию о целесообразности продолжения двустороннего сотрудничества по совместным проектам, в том числе по программе “Днепр”, совместному проекту “Байтерек” с учетом планов по его переводу на ракету-носитель “Зенит” и ряду других”, - процитировали российские “Известия” официальную ноту МИД РФ, которую СМИ расценили как ультиматум, поскольку она-де направлена в Астану накануне официального визита в Россию главы МИД Казахстана Ерлана ИДРИСОВА. При этом в Роскосмосе “Известиям” уточнили: “Ограничение в 2013 году числа запусков космических аппаратов ракетами “Протон-М” не позволит выполнить контрактные обязательства по пяти коммерческим программам, что, в свою очередь, приведет к расторжению международных контрактов и необходимости возврата заказчикам до $500 млн.”.
Представители отечественного внешнеполитического ведомства признали наличие такой ноты, датированной 18 января, однако поспешили отметить, что никакого ультиматума в ней нет.
- Идет нормальный рабочий партнерский процесс, обсуждение всех вопросов, связанных с космодромом Байконур, - процитировал Интерфакс-Казахстан зампреда комитета международной информации МИД Жанбулата УСЕНОВА. - Здесь нет какого-то ажиотажа, нет ультиматумов и прочего.
Между тем в Казкосмосе, отвечая на запрос нашей газеты, сообщили: им не поступила ни первая российская нота - с требованием разъяснить высказывания Талгата Мусабаева, произнесенные в декабре прошлого года относительно статуса космодрома Байконур, ни вторая.
Вместе с тем Казкосмос напомнил, что еще в январе 2004 года было подписано двустороннее соглашение о поэтапном сокращении на казахстанском космодроме ракет-носителей, работающих на гептиле и амиле - топливе с высокой степенью токсичности. Однако за девять минувших лет не сделано определяющих шагов в этом направлении. Более того, подчеркивается в соглашении, “до настоящего времени … не реализованы” пункты указанного соглашения о создании на космодроме ракетно-космического комплекса “Байтерек” с высоким уровнем экологической безопасности на базе российского ракетно-космического комплекса “Ангара”. “Планировалось, что с созданием этого комплекса будут прекращены пуски ракеты-носителя “Протон”, использующей высокотоксичные компоненты ракетного топлива”, - подчеркивается в письме Казкосмоса.
“Несмотря на имеющиеся проблемы в области экологической безопасности ракетно-космической деятельности на космодроме Байконур, - отмечается в нем, - казахстанская сторона ежегодно при согласовании планов запусков космических аппаратов и испытательных пусков ракет с космодрома Байконур на предстоящий год не ограничивала запуски ракет-носителей “Протон” (здесь и далее выделено нами. - Авт.), понимая, что указанные пуски имеют важное значение для реализации космических программ Российской Федерации и ее международных обязательств. (…) О необходимости практической реализации вышеуказанного соглашения казахстанская сторона обращала внимание российской стороны в заключении по планам запусков космических аппаратов и испытательных пусков ракет на 2012 год (утверждено постановлением правительства Республики Казахстан от 29 декабря 2011 года № 1636)”.
Что же касается нынешней болезненной реакции российской стороны на смену ракет в проекте РКК “Байтерек”, то Казкосмос констатирует: “В 2012 году главы государств Казахстана и России поручили правительствам двух стран проработать механизм перевода проекта “Байтерек” с ракеты-носителя “Ангара” на ракету-носитель “Зенит”. В настоящее время Казкосмосом и Роскосмосом начата проработка конкретных вариантов реализации проекта “Байтерек” на базе действующего космического ракетного комплекса “Зенит”. По результатам проработки предложения будут представлены правительствам сторон”.
Отвечая на наш вопрос, насколько соответствует истине информация о том, что Россия якобы собирается инициировать пересмотр договора аренды Байконура в отместку за сокращение Казахстаном количества пусков “Протонов”, Национальное космическое агентство указывает:
“Казкосмос не владеет информацией о планах России касательно инициирования вопроса пересмотра договора аренды комплекса “Байконур”.
Вместе с тем в соответствии с казахстанско-российским заявлением о сотрудничестве в космической сфере, озвученным президентами Казахстана и России в ходе встречи в Астане 7 июня 2012 года, главы государств достигли договоренности о совершенствовании нормативно-правовой базы совместного использования комплекса “Байконур”. В частности, космическим ведомствам двух стран поручено оперативно рассмотреть вопрос о разработке всеобъемлющего двустороннего соглашения, регламентирующего порядок совместного использования космодрома, развитие его научно-технического потенциала, создание совместных ракетных комплексов, подготовку кадров и участие казахстанских организаций и специалистов в пусковых услугах.
В настоящее время имеется договоренность сторон о подготовке к подписанию данного соглашения до конца октября т.г.”.
Из ответов нашего космического ведомства явствует: российские СМИ “нагнали туману” и относительно несостоявшегося запуска фотоспутника “Ресурс-П”. Как нам пояснили в Казкосмосе, переговоры по запуску спутника находятся в завершающей стадии: “Для запуска космического аппарата “Ресурс-П” необходимо использование района падения отделяющихся частей ракеты-носителя, не предусмотренного договором аренды комплекса “Байконур”. Использование данного района падения требует подписания межправительственного соглашения о предоставлении и условиях использования земельного участка на территории Республики Казахстан в качестве района падения отделяющихся частей ракет-носителей при пусках с космодрома “Байконур”. Этот земельный участок находится в хозяйственном ведении субъектов Республики Казахстан и работа по подготовке данного соглашения ведется обеими сторонами. В настоящее время проект соглашения проходит завершающую стадию согласования в государственных органах Казахстана и России”.
Что же мы имеем, как говорится, в сухом остатке? Напрашивается вывод, что российская сторона искусственно провоцирует обострение межгосударственных отношений, притом что официально от Роскосмоса еще никто не выступал! Информация в московских СМИ всякий раз появляется с пометкой “по данным источника в Роскосмосе”. Согласитесь, уже одно это не может не вызывать вопросов.
Дошло до того, что некоторые эксперты констатируют: Кремль фактически занялся политическим шантажом. В социальных сетях распространяется информация о том, что Россия готова применить любые методы воздействия на Казахстан - начиная от свертывания совместных космических проектов и заканчивая исключением наших хоккейных клубов из Континентальной хоккейной лиги!
Как бы то ни было, Казкосмос подчеркивает: окончательные решения по всем спорным вопросам будут приняты по итогам двусторонних переговоров, которые Астана и Москва уже ведут на разных уровнях. А совсем скоро - 30 января в Москве - запланирована внеочередная встреча вице-премьера Казахстана Кайрата КЕЛИМБЕТОВА и его российского коллеги Игоря ШУВАЛОВА. Два вице еще раз попытаются найти космический консенсус.
Игорь ХЕН, Наиль ИШМУХАМЕТОВ, Алматы
Когда верстался номер
Как мухи на МИД
Лица, предавшие огласке официальную ноту, адресованную российской стороной Казахстану в связи с ситуацией вокруг Байконура, преследовали цель раздуть из мухи слона, считает глава МИД РФ Сергей ЛАВРОВ (на снимке).
- Я не знаю, кто опубликовал эту ноту. Мы используем нотную переписку. Это нормальная форма дипломатического общения. Кто публиковал ее и делал эту утечку, мне неизвестно, - сказал С. Лавров на пресс-конференции в Москве 25 января.
- Я считаю, что это лица, которые хотели сделать из мухи слона, - не более того, - отметил
С. Лавров.
- Я бы не стал говорить о разногласиях, не стал бы говорить о каком-то особом значении нашей нотной переписки, - сказал он.
Так глава МИД РФ прокомментировал информацию о направлении Россией ноты Казахстану в связи с решением Астаны сократить количество пусков ракеты “Протон” с космодрома Байконур.
По словам министра, “вопросы возникают, безусловно, когда такой огромный хозяйственно-промышленный механизм работает повседневно”.
- Российская сторона делает все необходимое для того, чтобы улучшить экологические аспекты ракеты “Протон”, - отметил С. Лавров.
В свою очередь, глава МИД Казахстана Ерлан ИДРИСОВ (на снимке) опроверг наличие скандала в отношениях между Россией и Казахстаном по поводу Байконура.
- Никакого скандала, никакой сенсации нет, - сказал он на этой же пресс-конференции в Москве.
Глава казахстанского дипведомства назвал небылицами сообщения в СМИ о том, что ситуация вокруг Байконура рассорила Россию и Казахстан.
- Никакого развода между Казахстаном и Россией по поводу комплекса Байконур нет, - подчеркнул он.
По его словам, визит в Москву 30 января вице-премьера республики К. Келимбетова - “это не реагирование на якобы скандальную ситуацию вокруг комплекса Байконур”.
- Это давно запланированная встреча. Мы будем обсуждать “дорожную карту” по всему комплексу вопросов Байконура, поэтому это абсолютно плановая и нормальная работа, - подчеркнул министр.
По сообщениям Интерфакс, Москва