Не доверяйте никому
На днях позвонили якобы из банка, представились сотрудниками службы безопасности и попросили продиктовать SMS-код, который мне пришел во время звонка. Это были мошенники. Но как они узнали мой номер и данные карты? Как я могу защитить себя от подобных действий?
Алиса К., Алматы
На вопрос читательницы отвечает директор центра по развитию финансовых технологий и инноваций Ассоциации финансистов Казахстана (АФК) Константин ПАК.
- В последнее время данный вид мошенничества набирает обороты, занимаются им в основном международные преступные группы. Обычно данные карты и номера телефонов мошенники узнают из открытых источников (держатели карт самостоятельно размещают их в интернете). Также данные вашей карты могут быть скопированы, к примеру, в ресторане во время оплаты счета.
Чтобы защитить себя от действий мошенников, достаточно соблюдать несколько простых правил.
1. Не передавайте карту в руки третьим лицам, не оставляйте ее в общедоступных местах. Если вы расплачиваетесь в ресторане, попросите принести POS-терминал. Все операции с картой должны производиться только в вашем присутствии.
2. Обязательно установите на карту дополнительную защитную функцию для проведения платежей в интернете. Для карт Visa она называется 3DSecure, для карт MasterCard - SecureCode.
3. Не пересылайте данные своей карты в электронных письмах и сообщениях, снимки и фотографии карты - в мессенджерах. Если вам нужно сделать перевод на карту, номера карты достаточно.
4. Банк никогда самостоятельно не будет обращаться к вам за уточнением каких-то данных. Все взаимодействия с банком должны быть инициированы непосредственно вами. При обращении в банк даже через официальную страницу нельзя передавать данные карты, кодовое слово и прочие пароли. Если вы звоните в банк по Skype, также проверьте адрес, желательно осуществлять звонок непосредственно с сайта банка. Не отвечайте на электронные письма, которые пришли якобы от банка, скорее всего, это мошенническая рассылка, где вас будут также просить ввести данные платежной карты или переведут на страницу, имитирующую ваш интернет-банкинг.
5. И запомните самое главное - никому и никогда не передавайте SMS-коды, которые приходят вам для подтверждения операций. Никому и никогда, даже сотруднику банка. Если человек спрашивает у вас этот код - значит, это сто процентов мошенник.
Присылайте ваши вопросы с пометкой “Ва-банк” на электронный адрес: ruslan@time.kz
Подготовлено в партнерстве с Ассоциацией финансистов Казахстана.