Без уведомления нельзя
- В 2011 году между мной и банком заключен договор займа на 100 тысяч тенге на 20 лет. Я считала, что погасила задолженность. Однако банк после четырехлетнего молчания накручивает мне 205 тысяч тенге, выставляет платежное требование в ЖССБ и снимает часть суммы. Законно ли это без уведомления банка?
Ж. ТАСТАНОВА
На вопрос читателя отвечает управляющий директор Ассоциации финансистов Казахстана (АФК) Лаззат УСЕНБЕКОВА:
- Согласно закону “О банках и банковской деятельности” банк обязан уведомить заемщика не позднее 30 календарных дней с даты просрочки исполнения обязательства по договору банковского займа способом и в сроки, предусмотренные в договоре банковского займа о необходимости внесения платежей с указанием размера просроченной задолженности и последствиях невыполнения заемщиком своих обязательств по договору. В случае невыполнения требований вышеуказанного уведомления банк вправе применить к заемщику ряд мер.
Данные меры помимо прочего предусматривают, если оговорено в договоре займа, право банка обратить взыскание в бесспорном порядке (с безакцептным платежным требованием) на деньги с банковских счетов заемщика, но с соблюдением установленных законодательством ограничений: за исключением “специальных” счетов для не являющегося сберегательным счета заемщика-физического лица - не более 50% суммы на счете и поступающих сумм, с 24.9.2019 г. - с сохранением на счете не менее размера прожиточного минимума, а также обратиться с иском в суд.
Таким образом, закон допускает возможность применения платежного требования только в случае, если банк направил заемщику предусмотренное пунктом 1 статьи 36 закона уведомление и требования данного уведомления не выполнены.
В такой ситуации заемщик вправе обратиться в банк с письменным заявлением-просьбой предоставить доказательства направления уведомления и его копию, а также с предложением урегулировать вопрос задолженности. Банк в течение 15 календарных дней после получения письменного заявления заемщика рассматривает предложенные изменения в условия договора займа и в письменной форме сообщает заемщику о своем согласии или отказе.
Присылайте ваши вопросы с пометкой “Ва-банк” на электронный адрес: ruslan@time.kz.
Подготовлено в партнерстве с Ассоциацией финансистов Казахстана