Исключительный случай
Алматинка, которая из-за болезни не может выносить ребенка, намерена отстоять право незамужних женщин на суррогатное материнство.
Несколько лет назад Надежда (настоящее имя женщины юристы не называют по этическим причинам) узнала, что больна. Онкологический диагноз, долгий путь лечения, в результате которого она лишилась способности иметь детей. Благо сейчас технологии позволяют сохранить и заморозить яйцеклетки, что перед операцией и сделала наша героиня.
В прошлом году Надежда поняла, что готова стать матерью - болезнь отступила. Она обратилась в одну из клиник ЭКО, рассчитывая использовать генетический материал донора-мужчины, с его помощью можно было бы оплодотворить одну из замороженных яйцеклеток. Женщина надеялась, что ее будущего ребенка выносит суррогатная мама.
Мечта оказалась несбыточной. По закону в Казахстане воспользоваться услугами сурмамы имеют право только супружеские пары, состоящие в зарегистрированном браке. Надежда не замужем, а значит, и нанять женщину, которая родит ее ребенка, она не может.
- Эта норма кажется нам несправедливой. Конституция нашей страны гарантирует всем равенство перед законом и судом, запрещая дискриминацию по любым обстоятельствам, включая семейное положение. Почему замужняя женщина в схожей медицинской ситуации может прибегнуть к суррогатному материнству, а одинокая - нет? - задается вопросом юрист Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности Евгения НЕФЕДЬЕВА, которая ведет дело алматинки. - Закон просто не предусматривает такой ситуации, как у Надежды: одинокая женщина, которая по состоянию здоровья не может выносить, но хочет и может иметь генетически родного ребенка.
К слову, в мире нет единого подхода к этому вопросу. Например, в Германии, Франции, Италии и Китае суррогатное материнство запрещено в принципе. В Украине и Таиланде закон аналогичен казахстанскому. А вот, скажем, в США, Канаде, Грузии и соседнем Кыргызстане ограничений, касающихся брака, вовсе нет. Есть страны - Россия, Греция, Великобритания, где сурмаму тоже могут нанять только супружеские пары, но при этом закон учитывает случаи, похожие на историю Надежды.
Юристы планируют подать обращение в конституционный суд в ближайшие месяцы. Процесс небыстрый и многоэтапный: с момента принятия документов до вынесения итогового решения в среднем обычно проходит от трех до пяти месяцев. Мы будем следить за этой историей.
Оксана АКУЛОВА, Алматы

Оксана АКУЛОВА