2258

Капельница не панацея!

Почему процедурных кабинетов в стране стало очень много и что с этим собираются делать

Капельница не панацея!

В середине апреля в Таразе с разницей в несколько дней от анафилактического шока скончались двое мужчин, которым поставили укол антибиотика. В Жамбылской области начались проверки частных кабинетов, которые за последние несколько лет расплодились на первых этажах жилых домов.

В региональном департаменте комитета медицинского и фармацевтического конт­роля заявили, что в результате внеплановых проверок выявили 133 процедурных кабинета. 82 из них закрыли, 51 - оштрафовали. Похоже, вскоре проверки начнутся по всей стране: в Минздраве заявили об усилении контроля за деятельностью частных процедурных ­кабинетов.

Сколько их всего в Таразе и Жамбылской области? А вообще по стране? Никто вам этого не скажет. Судя по бурному росту этого сегмента мелкого бизнеса, до недавнего времени их вообще не контролировали. Хотя, как оказалось, большинство кабинетов работают незаконно: это понятно даже без проверок.

- Согласно стандарту организации оказания первичной медико-санитарной помощи (ПМСП) процедурные кабинеты входят в состав центров ПМСП. То есть процедурные кабинеты могут открываться только при поликлиниках, врачебных и фельдшерских акушерских пунктах (если мы говорим о сельской местности. - О. А.), - поясняет руководитель управления сертификации и лицензирования медицинской деятельности комитета медфармконтроля Асем МЕРГЕНБАЕВА. - Кабинеты должны иметь противошоковую укладку, медсестры в обязательном порядке проводить аллергопробы перед введением препарата и заносить все данные о манипуляциях в карточку пациента. Назначения на процедуры дает врач, после чего их проводит медсестра.

Процедурные кабинеты, которые открываются вне поликлиник, в частности на первых этажах домов, не соответствуют этим требованиям.

- Они все работают незаконно, даже если делают аллергопробы и у них есть принадлежности на случай анафилактического шока?

- Процедурный кабинет не может работать вне поликлиники.

- Но огромное их количество спокойно открывается, и все, включая сотрудников департаментов комитета фармконтроля, это видят. Почему раньше не проводили проверки?

- В Жамбылской области процедурные кабинеты, осуществляющие незаконную деятельность, выявили в рамках мониторинга, который совмест­но с областным акиматом проводили общественники. Мы, как орган госконтроля, не можем выйти на объект с проверкой без оснований, предусмотренных Предпринимательским кодексом (например, жалоба со стороны пациентов. - О. А.).

- Пройдут ли подобные проверки в других областях?

- Сейчас территориальные департаменты комитета в регионах вместе с акиматами и департаментом полиции прорабатывают алгоритмы мероприятий по выявлению кабинетов, которые незаконно осуществляют медицинскую деятельность.

В четверг в соцсетях появилось сообщение о похожем случае, но уже в Алматы. Женщине сделали инъекцию без предварительной пробы, после которой она потеряла сознание и впала в кому. Пока официально эту информацию в горздраве не подтвердили и никак не прокомментировали. Но, как уверяет автор обращения, все произошло в процедурном кабинете при поликлинике. Значит, работал он законно, что не спасло от беды.

Очевидно, что проблема не только в самих кабинетах, их оснащении и форме собственности. Важнее компетенция медиков, их знания и большая любовь наших людей к капельницам и уколам. А она, опять же сужу по количеству процедурных “забегаловок” в Алматы, с годами только крепчает.

Член Ассоциации врачей семейной медицины врач-клиницист Елена ХЕГАЙ соглашается: процедурных кабинетов становится все больше - это заметный и тревожный тренд.

- Во-первых, растет коммерциализация медицины. Такие услуги, как капельницы, уколы и “витаминные коктейли”, хорошо продаются, особенно при грамотной рекламе - это быстро и прибыльно, - перечисляет причины Хегай. - Во-вторых, есть очень высокий спрос со стороны самих пациентов. Многие ищут быстрые и якобы более эффективные способы восстановиться, укрепить иммунитет или очистить организм.

Особенно активно эти процедуры продвигаются в социальных сетях, где блогеры с многомиллионной аудиторией кричат с экранов об энергетических коктейлях, детоксах и экспресс-лечении.

Визуально процедура выглядит убедительно: стерильный кабинет, медицинская форма. Создается иллюзия серьезного лечения, даже если с точки зрения доказательной медицины оно ничем не обосновано. Ощущение, что внутривенное введение витаминов и препаратов - это современно, безопасно и действенно.

Елена предостерегает: на самом деле это не так. Чаще всего подобные вмешательства либо не имеют реальных показаний и в лучшем случае бесполезны, либо несут риски, о которых пациенты даже не задумываются: обморок, аллергическая реакция, анафилаксия, инфекционные осложнения...

- К сожалению, инфлюенсеры не показывают обратную сторону медали. Ее видим мы, врачи. Декомпенсация сердечной недостаточности, гипертонические кризы, тромбозы и воспаление вен, в которые вводились иглы, постинъекционные абсцессы - это лишь малая часть того, с чем к нам обращаются после курса капельниц и уколов, - сокрушается наш эксперт. - В целом эта тенденция отражает общее недоверие к системной медицине. Низкий уровень грамотности в вопросах здоровья и желание получить немедленный эффект. В нашем обществе распространено заблуждение, что препараты в форме уколов эффективнее таблеток. И так думают не только пациенты, но и сами врачи.

- Помогут ли проверки и усиление надзора в этой сфере?

- Проверки и административный надзор действительно необходимы, особенно если речь идет о медицинских вмешательствах. Но одного формального контроля недостаточно - необходим системный подход.

Важно усилить требования к лицензированию процедурных кабинетов и установить четкие стандарты по перечню допустимых услуг. Это позволит исключить ситуации, когда в условиях косметических кабинетов проводят вмешательства, потенциально опасные для жизни и здоровья. Например, популярные “капельницы Золушки” для отбеливания кожи и витаминные коктейли.

Вести просветительскую работу. Объяснять людям, что настоящая профилактика - это не капельницы на всякий случай, а регулярные обследования, приверженность здоровому образу жизни, полноценный сон, физическая активность и своевременное обращение к врачу.

Работать с медиками, особенно в поликлиниках и частных центрах. Говорить с ними о ненужности и опасности этих процедур. Учить их руководствоваться простым принципом: все уколы и капельницы - для стационаров. Если ваш пациент в сознании, может пить и глотать, то препараты ему должны назначаться в виде таблеток, суспензий, сиропов. Исключения из правил бывают, но их - по пальцам перечесть. И, конечно же, никаких уколов и капельниц на дому!

Нужно разоблачать псевдомедицинские мифы и продвигать идеи ответственного отношения к здоровью и доверию к профессиональной медицинской помощи, основанной на доказательной базе, - резюмировала Елена Хегай.

Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть

Свежее