Неустойка нам поможет?
Фонд социального медицинского страхования пересмотрел права и обязанности сторон по договорам с клиниками на поставку медуслуг. Как это отразится на пациентах?
Новые правила начнут действовать с 3 января 2025 года и будут касаться как самого фонда, так и клиник, работающих с ним. Самое важное - уточнения по применению неустойки. Как указано в официальном сообщении ФСМС, “при нарушении нормы по допустимому проценту передачи объема медуслуг на соисполнение будет применяться неустойка”.
Сейчас поликлиникам, к которым прикреплено от 30 тысяч пациентов и больше, разрешено передавать часть консультативно-диагностических услуг (УЗИ, ФГДС, прием узких специалистов и т. п.) на соисполнение в другие медцентры. Но их должно быть не больше 60 процентов на районном уровне и не больше 50 процентов - на городском. Вот за этими показателями теперь будут внимательно следить.
Нарушения, выявленные у соисполнителя, будут определяться как нарушения поставщика. Видимо, здесь расчет на то, что к их выбору начнут подходить более ответственно. При этом поставщик услуг обязан обеспечивать доступ для мониторинга как в свои клиники, так и к соисполнителям.
ФСМС тоже накажут неустойкой “за отказ от оплаты по согласованным между фондом и поставщиком актам оказанных услуг либо при просрочке оплаты при условии достаточности средств”. Просрочки - хроническая головная боль казахстанского здравоохранения. В этом году клиники получали оплату с задержкой в несколько месяцев, как говорят, из-за перехода на новые информационные системы.
Любопытно, смогут ли новые правила кардинально повлиять на эту ситуацию при том, что в правилах есть пункт, относящий именно обновления информационных систем к обстоятельствам непреодолимой силы? Видимо, против этого лома пока нет приема.
Для потребителей интересно, что фонд пересмотрел и уточнил индикаторы, по которым оценивают исполнение договорных обязательств. Один из важных - эффективность деятельности служб поддержки пациентов и внутренней экспертизы. Теперь будет учитываться, как клиника отрабатывает конфликтные ситуации и размещает ли доступную для пациентов информацию о своей и фонда работе.
Обязанности поставщиков оптимизированы в общей сложности с 40 до 17 пунктов, подпункты по применению неустойки сокращены в 1,5 раза - с 19 до 12. Права клиник, наоборот, увеличены с шести до девяти пунктов.
Оксана АКУЛОВА, фото Веры ОСТАНКОВОЙ, Алматы