1937

Неадекватов - на свалку!

Почему мордобой стал нормой жизни и что с этим делать?

Неадекватов - на свалку!

На прошлой неделе в Караганде прохожий напал на водителя скорой помощи, которая приехала на вызов к маленькому ребенку (см. “Ты что так встал?!”, “Время” от 30.1.2024 г.). Этот далеко не первый вопиющий случай вызвал большой резонанс в обществе.

Полицейские обещают принять специальные меры для повышения безопасности бригад скорой, в Минздраве призывают привлекать виновных к ответственности. Неужели накипело, и теперь начнут делать что-то реальное для защиты врачей?

- Мы много лет наблюдаем, как снижается уровень образования и воспитания и параллельно растет недоверие к медицине. Она, надо признать, полностью себя дискредитировала. И это не вина врачей - они заложники ситуации, - рассуждает представитель общественного фонда “Кен жyрек”, мама ребенка с особыми потребностями Елена ДЗВОНИК.

Студенты медвузов не приходят в университет, чтобы стать плохими врачами и вредить пациентам. Стараются как могут. Но что делать, если к качеству образования в целом, и не только в этой сфере, большие вопросы? Скорые приезжают на вызов, не имея нужных препаратов и оборудования - многие родители на это жалуются. Разве фельдшер в этом виноват? Давайте спросим у горздрава и Минздрава, почему так происходит? - вопрошает Елена.

Она не исключает: люди, которые устраивают дебоши в больницах или бьют врачей, могут находиться в состоянии аффекта и действовать на эмоциях. Но чаще речь идет о жестокости и ощущении безнаказанности: извинился на камеру, и про тебя забыли.

- С этим нужно заканчивать. Как минимум надо налагать очень большой штраф и общественные работы, причем на самых сложных участках. Не улицы мести, а на мусорном полигоне отходы сортировать, - продолжает Дзвоник. - И говорить об этом должны не врачи или, как в моем случае, представители пациентских организаций, а Минздрав, который сейчас занял равнодушную позицию. Да, в соцсетях по следам происшествия в Караганде выложили пост от имени министра здравоохранения, она осудила произошедшее. А дальше-то что? Ни-че-го…

Доктор медицинских наук, профессор Вячеслав ЛОКШИН и его коллеги давно говорят, что врачей нужно приравнять по статусу к полицейским и военным. Медики тоже находятся при исполнении и прак­тически каждый день сталкиваются с конфликтными ситуациями. Плюс ужесточить наказание за нападение на врачей. Но только лишь эти шаги больших результатов не принесут.

- Мы говорим о глубинных - нравственных и этических - проблемах. Люди стали более озлобленными и менее воспитанными. Будто перестали чувствовать грань, которую нельзя переступать. Если дальше пойдет такими темпами, скоро на улицу будет опасно выходить, - сетует Локшин. - К сожалению, сами представители госорганов - чиновники, полицейские, начальники всех мастей - часто показывают негативный пример. Грубость, неуважение, желание унизить - окружающие перенимают такой стиль поведения.

Что касается врачей, они тоже вносят свою лепту, нелицеприятно отзываясь о коллегах. Пациенты ходят к двум-трем специалистам, чтобы получить несколько мнений. Один врач ставит под сомнение работу другого, не зная всех тонкостей, негативно о них отзывается. Как на это должен реагировать больной? Не всегда умеют разговаривать с пациентом, сглаживать конфликтные ситуации. Но это ни в коем случае не оправдывает хамство и рукоприкладство.

Всегда можно поговорить, написать жалобу, в конце концов подать в суд. И не важно, врач перед тобой, водитель скорой или автобуса или кто бы то ни был еще. Покажись человеку, которого сейчас разыскивает полиция в Караганде, что дорогу ему перекрыл сосед, он точно так же ударил бы его. Мне кажется, в тот момент агрессору было все равно, кто перед ним стоит.

Локшин считает, что карагандинца, напавшего на водителя скорой, нужно привлечь к ответственности не просто по статье за нанесение телесных повреждений или хулиганство, а за угрозу жизни. Пришлось вызывать еще одну бригаду неотложки. Это дополнительное время, был риск, что оно негативно отразится на состоянии ребенка, к которому врачи приехали на вызов.

И, конечно, надо начать что-то делать. Возросший уровень агрессии, стертые границы дозволенного - большая проблема, которая связана с образованием, идеологией, отсутствием внятной национальной идеи. И решить ее можно только на государственном уровне, уверен Локшин.

Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть