3578

Надо искать, а не просить

Как нам “обустроить” казахстанское здравоохранение?

Надо искать, а не просить

В конце января министр здравоохранения Ажар ГИНИЯТ объявила о старте проекта “100 дней - 100 вопросов”. Министерство готово выслушать предложения граждан и общественников, чтобы вместе улучшить работу системы здравоохранения. Только успевай следить за новшествами - их в этой сфере с избытком. Наша газета решила не оставаться в стороне и предложила экспертам поделиться мыслями о том, как нам правильно организовать казахстанское здравоохранение. Сегодня слово экс-директору Республиканского центра развития здравоохранения, а ныне главному врачу поликлиники №8 Нур-Султана Канату ТОСЕКБАЕВУ.

- Премьер-министр Алихан СМАИЛОВ дал поручение найти дополнительные средства для финансирования здравоохранения. Причем сделать это должен Фонд медицинского страхования. У него есть рычаги для этого?

- Можно провести ревизию системы ценообразования. Есть заниженные, объективные и завышенные тарифы на медицинские услуги - последние по большей части касаются высокотехнологичных видов медпомощи. Это как раз та область, которая может стать источником дополнительных средств. Если привести тарифы в соответствие с реальными показателями, мы сможем аккумулировать достаточно серьезные деньги.

Сейчас в этой сфере много перекрестных интересов: тарифы устанавливает Фонд медстрахования, он же заключает контракты с поставщиками услуг, проверяет их и штрафует. Считаю, определенные полномочия в сфере ценообразования у фонда нужно забрать или хотя бы перераспределить, подключить к этой процедуре профессиональные медицинские ассоциации. Она должна быть максимально прозрачной. При этом надо усиливать систему мониторинга медицинских услуг субподряда, потому что ее несовершенством пользуются недоб­росовестные поставщики.

- Вы о приписках говорите?

- Совершенно верно. Есть лазейки, покончив с которыми можно аккумулировать дополнительные средства. Допустим, нет в поликлинике стоматолога или аппарата КТ, ее руководитель заключает договор на субподряд с соседней клиникой, где такие услуги есть, и направляет туда своих пациентов. В таком случае не всегда можно проконтролировать, действительно гражданин был на приеме у врача или нет. И здесь возможны приписки. Вроде услуги недорогие, но если посчитать в совокупности, набегают большие суммы. Поэтому необходимо разработать систему мониторинга субподрядных услуг.

Самый очевидный путь - ввести их в единую цифровую систему, работающую в сфере здравоохранения. Но зачастую по договорам субподряда работают частные клиники, они не обязаны становиться участниками этой системы. Нужно искать другие пути для мониторинга. То же самое касается и случаев, когда пациентам назначают дорогостоящие, но ненужные им диагностические исследования.

На днях прошла онлайн-встреча с московскими коллегами, представляющими интересы страховых компаний. У них работает уникальная система выявления приписок с помощью искусственного интеллекта. Проект пока обсуждается, но, думаю, будет интересно.

- Но ведь Фонд медстрахования отслеживает такие вещи, и приписки в том числе.

- Мониторит, но, как мы видим, их усилий недостаточно. Пора подключать другие ресурсы. Вместе собираться и анализировать, как можно решить эту проблему. Вливание средств в здравоохранение не может продолжаться бесконечно, поэтому нужно искать резервы внутри системы. Кроме этого главный врач медицинского учреждения должен нести персональную ответственность за финансовые результаты, которые показывает его клиника. При правильном подходе и эффективном руководстве любое медучреждение станет прибыльным.

Но если сейчас провести анализ по действующим объектам, мы увидим нулевой, отрицательный, в лучшем случае слабоположительный результат их работы. Когда больница или поликлиника уходит в минус, за это должен нести ответственность первый руководитель. Понимаю, кто-то возразит: у главврача не всегда есть соответствующая компетенция. Давайте повышать финансовую грамотность руководящего состава, обучать. Очевидно же: чем лучше финансовое состояние организации, тем больше у нее возможностей. Прибыль можно вкладывать в развитие, поощрять лучших сотрудников, отправлять их на стажировку и так далее.

- Нужно ли менять приоритеты в системе здравоохранения, уделять больше внимания тем сферам, которые сейчас остаются в тени?

- Безусловно. К сожалению, объемы финансирования, выделяемые на те или иные услуги, зависят и от людей, которые их продвигают. В сфере медицины очень важны персоналии. Выходит так: где-то густо, а где-то пус­то. Мы много денег выделяем на стационарную помощь. Понятно, больницам надо жить. Но нам необходимо увеличить именно объем стационарозамещающей помощи, делать акцент на профилактику. Предупредить всегда дешевле, чем лечить. Это тоже экономия средств.

К примеру, ситуация с больными с хронической почечной недостаточностью: за девять месяцев 2021 года прирост пациентов на заместительную почечную терапию (диализ) в Казахстане составил 18 процентов. Это очень много и приводит к огромным тратам (в 2021 году на оплату процедуры диализа государство выделило 36,4 миллиарда тенге, в 2022-м - 39,6 миллиарда. - О. А.)! Увеличивается количество диализных центров, но сама служба нефрологии не развита не то что в регионах, а даже в крупных городах. Если предупредить заболевание и развивать эту службу, можно ­серьезно сэкономить на количестве таких пациентов.

И последнее. Надо предпринимать шаги, которые будут способствовать децентрализации медицинских услуг. Сейчас большинство высокотехнологичных операций делают только в крупных медцентрах Нур-Султана и Алматы. Туда стекаются деньги. Но их - и это будет справедливо - нужно направлять и в регионы. Там должны появиться свои центры.

В свое время специалисты на местах совместно с коллегами из центра начали делать сложные кардио- и нейрохирургические операции. Эту практику нужно развивать. Так мы сможем смес­тить вектор финансирования из центра в регионы. Это не приведет к повышению финансирования отрасли, но сделает какие-то виды медпомощи более доступными для населения. Это тоже очень важный аспект.

Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть