Пациент звонит дважды
Как работает центр телемедицины в Алматы, который следит за состоянием пациентов, находящихся на домашнем карантине.
Небольшие комнаты, несколько операторов, одни разговаривают, другие заполняют специальные формы в компьютере. По обрывкам фраз понимаю, что диалог стандартный: что вас беспокоит? есть ли температура? першение в горле? кашель?.. Эти специалисты не только инфекционисты или терапевты, это врачи разных профилей. Как нас заверили, все они с опытом, а некоторые даже успели поработать в ковидных стационарах.
Медики принимают звонки от горожан, которые понимают, что заболели, но не знают, что делать дальше. В “скорую” не могут дозвониться: из-за ковидных антирекордов сейчас это сделать непросто. Бывает, что люди дозваниваются, но операторы “103”, выяснив, что состояние у пациента не тяжелое, перенаправляют их в центр телемедицины. Его создали в сентябре прошлого года на базе Центральной городской больницы. Тогда, казалось, самая страшная волна пандемии прошла, но к следующей решили подготовиться основательнее, чтобы в случае новой вирусной атаки разгрузить систему здравоохранения. Но самый большой объем работы - это больные и контактные с ними, которые находятся на домашнем карантине. За их состоянием и должны следить врачи центра.
- Сейчас под наблюдением наших специалистов находятся 10 342 пациента: с симптомами - 9818 человек (их болезнь протекает в легкой и средней степени тяжести), без симптомов - 524, - рассказала и. о. руководителя центра телемедицины Жулдыз БАУЫРЖАНКЫЗЫ. - Врачи обзванивают пациентов и если видят, что у человека ухудшается состояние, вызывают мобильную бригаду, которые работают во всех районах города. Дают рекомендации, но не назначают лекарства по телефону. Это должны делать медики, которые вживую контактируют с заболевшими. В сутки сотрудники центра принимают и делают более 5000 звонков. Это в несколько раз больше, чем в начале лета. Если в июне в общей сложности было 3021 входящий и 53 196 исходящих звонков, то теперь 11 531 и 109 097 соответственно.
- На что жалуются звонящие?
- Многие недовольны тем, что не могут дозвониться до “скорой”, долго ждут врача из поликлиники, не понимают, когда у них заканчивается срок изоляции, не знают, как работает Аshyg. Мы понимаем, что из-за коронавируса психоэмоциональный фон очень страдает, но мы стараемся поддержать людей, зарядить их, поднять их дух. Благодарностей много, но бывает, что и на нас жалуются, в основном из-за того, что не могут дозвониться. Сами подумайте: операторы, которые сидят на приеме, отвечают на 100-150 входящих звонков за день. А те, кто обзванивает пациентов, - на 250-300.
По идее, врачи должны справляться о здоровье пациентов, которые лечатся дома, каждый день. Но если разделить цифру 5000 на 76 (это количество сотрудников центра), понятно, что сделать это крайне проблематично - нагрузка слишком большая. Поэтому каждый день, по крайней мере, так нам рассказали, звонят тем, у кого ковид средней тяжести. Легким - через день.
Центр телемедицины работает круглосуточно семь дней в неделю. Позвонить специалистам могут жители Алматы по короткому номеру 1312 или 300 0505.
Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы