5216

Синдром отложенной болезни

Что нас ждёт в посткоронавирусном будущем?

Синдром отложенной болезни

- Этот вопрос задают себе не только ученые-вирусологи, но и все медицинское сообщество. Пандемия коснулась всех, мы, кардиологи, тоже лечили пациентов с коронавирусом, а теперь работаем с последствиями этой инфекции, - начала наш разговор док­тор медицинских наук, кардиолог, и. о. председателя правления НАО “Национальный научный центр кардиохирургии” Махаббат БЕКБОСЫНОВА.

- Можно ли сказать, что коронавирус и в Казахстане, и во всем в мире отступил?

- Не знаю, надолго ли, судя по росту заболеваемости в России, все еще может повториться. Буквально неделю назад казалось, что ситуация более спокойная по сравнению с прошлогодней. Что это было: временная передышка, связанная с вакцинацией и количеством переболевших, у которых все еще сохранились антитела, или всего лишь иллюзорное затишье?

Из-за постоянно меняющейся ситуации (в стране появился индийский штамм коронавируса, в столице ужесточили карантин) сложно сказать, как все будет развиваться. Но тех, кто болеет тяжело и умирает от коронавируса, действительно становится меньше. Я сейчас говорю и о нынешних казахстанских, и по большей части мировых тенденциях. Связано это в первую очередь не с количеством переболевших (их в абсолютном выражении не так много, чтобы остановить распространение инфекции), а с большой кампанией по вакцинации. По предварительным данным, люди, которые вакцинировались, имеют такой же хороший иммунитет, как и переболевшие.

В тех странах, где население активно прививается, заболеваемость ковидом снижается и практически не регистрируются тяжелые случаи. Мы видели это и в своей практике, когда прошлым летом были вынуждены практически полностью закрыть отделения центра (осталась только экстренная кардиохирургия) и работать как ковидный стационар. И весной один из корпусов нашего центра принимал таких больных.

Мы отмечаем: люди, которые успели вакцинироваться, переносят ковид легче и быстро выздоравливают. Среди них не было ни одного летального случая. Недавно во время беседы с вице-министром здравоохранения Ажар ГИНАЯТ я предложила собрать по всем стационарам Казахстана информацию о пациентах после вакцинации, которые все-таки заболели коронавирусом. Нужно ее систематизировать и изучить. Опыт любой страны, который становится частью мирового, помогает лучше понять и течение заболевания, и методы его лечения. Он будет очень полезен для всех.

- Мы знаем о коронавирусе достаточно или все же той информации, которая есть, очень мало, чтобы делать какие-то прогнозы?

- Мы знаем, что ковид - системное заболевание, которое поражает разные органы. Где у человека слабое место, там он и проявится. У него есть разные клинические формы. Он может осложниться пневмонией, проникнуть через сосуды во все органы и системы. Если сначала мы думали, что коронавирус - тяжелая пневмония (и зачастую это именно так и бывает), то теперь видим, что у заболевания есть и другие формы, кишечная например.

Уже доказано, что вирус очень активно размножается в жировой ткани. Именно поэтому одним из главных факторов риска стало ожирение. Все уже слышали про цитокиновый шторм - реакцию иммунной системы на инфекцию. Он унес много жизней. Но пока мы не понимаем, почему у одних он развивается, а у других нет.

И это далеко не все, о чем можно сказать. Многое известно, но и вопросов достаточно. Научный мир продолжает исследования, поэтому делать какие-то окончательные выводы или прогнозы рано. Но сегодня Всемирная организация здравоохранения серьезно говорит именно о постковидном периоде.

- Он станет более важным, чем сам ковид?

- Он будет не менее важным. Вирус начнет слабеть и в какой-то момент перейдет из эпидемии в сезонную инфекцию. Он будет мутировать, приспосабливаться и пытаться обмануть нашу иммунную систему, останется рядом и будет влиять на нашу жизнь. Мы теперь все больше будем говорить не об острой фазе заболевания, а о его последствиях.

- Сейчас мир может их оценить?

- Постковидный синдром уже внесли в международный реестр заболеваний. Его изу­чают, клиники, где лечат таких пациентов, открываются в разных странах. Медицинское сообщество понимает: если не заниматься этим вопросом, мы получим не только инвалидизацию населения, но и летальные случаи, причина которых - последствия коронавируса.

Мы начали работать с пациентами, которые переболели, но продолжали чувствовать себя плохо, в сентябре прошлого года. Люди приходили к нам и жаловались на головную боль, слабость. У одних на этом фоне впервые выявили сахарный диабет, у других - проблемы с сердцем.

Я скажу, как кардиолог: ковид очень коварен именно в отношении сердечно-сосудистой системы. У части пациентов из-за тромбоза развивается острый коронарный синдром или ишемический инсульт, постковидный миокардит. У них и раньше были проблемы с сердцем, но они протекали бессимптомно, а теперь проявились. Эксперты предлагают использовать для этих состояний два новых термина: острый постковид и хронический пост­ковид.

- Они зависят от тяжести заболевания?

- Последние научные данные говорят, что возможные последствия коронавируса не зависят от того, как протекала острая фаза заболевания. Поэтому, опираясь на статистику переболевших, можно сказать, что постковид ляжет тяжелым бременем на систему здравоохранения.

Пациенты, перенесшие ковид, даже те, у которых болезнь протекала легко или бессимп­томно, должны находиться под наблюдением медиков. Об этом говорится и в казахстанском клиническом протоколе, который мы разработали, и в методических рекомендациях на тему постковидного синдрома. Но активность должны проявить и пациенты, не ждать, пока к ним придут из поликлиники и начнут расспрашивать, все ли у них в порядке. Это ваша жизнь и ваше здоровье. Если вы чувствуете, что не вернулись к докоронавирусному качеству жизни, если вас что-то беспокоит, поговорите с врачом.

По мировой статистике, у 60 процентов переболевших коронавирусом наблюдаются когнитивные нарушения, у 90 процентов - нарушения иммунной системы. Это проблема, которая требует решения сейчас, иначе в будущем мы получим тяжелых инвалидов.

- У казахстанской системы здравоохранения есть ресурсы, чтобы заниматься еще и постковидными проблемами?

- Наша амбулаторная служба, существующие многопрофильные стационары вполне могут с этим справиться. Создать мультидисциплинарные бригады врачей, направлять пациентов на лечение и реабилитацию. Проблема не в системе здравоохранения, а в каждом отдельном человеке. Повторяю: в первую очередь сами люди должны заботиться о своем здоровье. У медиков нет ресурсов, чтобы мониторить состояние каждого человека, переболевшего коронавирусом.

Оксана АКУЛОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть