Когда диагноз - халтура
Введение системы обязательного соцмедстрахования, в рамках которого казахстанцы должны сами платить за поддержание своего здоровья в надлежащем виде, и увеличение финансирования сферы здравоохранения пока не привели к должному уровню медобслуживания населения. Врачебные ошибки и откровенная халатность эскулапов повторяются с пугающей частотой. Отрасли явно не хватает не только квалифицированных, но и, что крайне немаловажно, ответственных кадров.
2 марта прошлого года, когда 9-месячный Тимур стал уже кашлять, его мама Алина КЕТЕБАЕВА, списавшись с педиатром, сама предложила начать прием антибиотика. Сохранилась переписка с врачом:
- Вчера температура поднялась и кашель прям со свистом. Что кушает, все рвет. Насморк ручьем. Может, можно зитмак начать?
- Здравствуйте, да, можно.
- Давать также по 5 мл 1 раз и 3 дня?
- Да.
- Ни о каком фарингите, как потом стали говорить медики, речи вообще не шло, - вспоминает, то и дело смахивая слезы, Алина Кетебаева. - 3 марта, когда мы последний раз были на приеме у нашего участкового педиатра первой экибастузской поликлиники “Дисконт”, нам сказали, что у сына прорезываются зубы. Но поскольку накануне он стал кашлять, я попросила врача внимательно послушать его легкие. Педиатр тогда еще пошутила: “Дышит, как старичок!” Но в легких, сказала, чисто...
По словам женщины, никаких направлений на анализы в поликлинике им никто не давал. Алина настаивает на том, что эти направления в базе данных появились уже после смерти Тимура, как и диагноз фарингит.
- Неужели я враг своему ребенку?! Температурить сын стал 26 февраля. А умер у меня на руках в ночь на 5 марта, - всхлипывает женщина. - В приемном покое экибастузской городской больницы, где мы больше получаса прождали прихода врача... За эти восемь дней я четыре раза обращалась за медицинской помощью! Все лечение врачей свелось к ибуфену и свечам виферон.
Родители сами привезли ребенка в больницу. По словам Алины, дежурный врач в ответ на телефонный звонок медсестры дала ей указание ввести летическую смесь. Алина настояла на том, чтобы ребенка врач сначала осмотрел, а уже потом делал какие-то назначения. Через полчаса, когда врач спустилась в приемный покой, Тимуру ввели летическую смесь. Сразу после этого он перестал дышать...
Причиной смерти малыша назвали целый ряд серьезных заболеваний: гнойное воспаление ротоглоточной полости, пневмония, отек мозга.
- Сына мне уже никто не вернет, но я не могу смириться с тем, что педиатр, из-за которой, как я считаю, погиб мой малыш, как ни в чем не бывало продолжает работать в поликлинике и лечить детей! - вскрикивает мама Тимура.
Педиатру, лечившему маленького Тимура, как сообщила главный врач поликлиники “Дисконт” Сауле АЯЗБАЕВА, объявили выговор. А досудебное расследование по факту гибели малыша экибастузские полицейские расследуют уже год. Безрезультатно. Сыщики до сих пор не могут до конца определиться со степенью вины педиатра, который, не посмотрев ребенка, онлайн назначил ему прием антибактериальных препаратов и никак не реагировал на непроходившую в течение недели температуру. Хотя еще год назад специальная комиссия при павлодарском филиале Фонда соцмедстрахования (ФСМС), изучив все материалы дела, пришла к выводу, что смерть Тимура Кетебаева была предотвратима.
По словам руководителя отдела информирования населения и рассмотрения обращений павлодарского филиала ФСМС Алмы МУКАТОВОЙ, с поликлиники “Дисконт” и экибастузской горбольницы отозвали все финансовые затраты, использованные на лечение мальчика. Это чуть больше 50 тысяч тенге.
Из первой городской больницы Павлодара 69-летнюю пенсионерку Александру ПРИТЫКА из села Веселая Роща выписали молча, просто передав ее с каталки на руки родственникам.
- На следующий день после выписки из больницы я стала делать маме перевязку и ужаснулась! - рассказывает дочь пенсионерки Наталья. - Пластырь скрывал огромную дыру в животе. Из нее вытекал гной. Швы разошлись, видимо, еще в больнице, потому что в ране были куски марли. Ткань просто положили внутрь шва, зафиксировали пластырем и выписали! “В удовлетворительном состоянии” - так и указано в выписке.
С заболеванием рак сигмовидной кишки четвертой степени с метастазами в печень пенсионерка не должна была попасть в первую городскую. Но чтобы окончательно удостовериться в диагнозе, онколог назначила больной еще несколько исследований. За те дни, пока их делали, Александре Притыке стало хуже, появилась непроходимость кишечника. На 19 марта пациентке было назначено УЗИ органов брюшной полости. Во время процедуры пенсионерка почувствовала себя плохо.
- Хирург первой городской сказал, что опухоль трогать не будет, просто выведет кишечник, чтобы мама смогла нормально кушать. Я согласилась, нужно же было хоть как-то облегчить страдания мамы, - вспоминает Наталья Притыка.
Но опухоль хирургам удалить все-таки пришлось. После первой операции состояние больной ухудшилось, и спустя сутки ее снова забрали на операционный стол. А еще через несколько дней выписали с гниющей дырой в животе…
Родственники пенсионерки прекрасно осознают всю тяжесть ее заболевания. Но не понимают, как ее могли выписать с гниющей открытой раной.
- Это же просто бесчеловечно - отправлять человека домой гнить заживо! - не может сдержать эмоций Наталья.
После того как она опубликовала в соцсетях фото и видео операционной раны, Александру Притыку госпитализировали в Железинскую районную больницу. Рану прочистили. Но дочь, уже не доверяя медикам, забрала мать домой.
И в этом случае врачи, можно сказать, отделались легким испугом. Как сообщили в управлении здравоохранения Павлодарской области, “за недостатки при оказании медицинской помощи пациентке медицинским работникам городской больницы №1 вынесены меры дисциплинарного взыскания”. Об отзыве из клиники финансовых средств, потраченных на лечение пенсионерки Притыки, пока речь не идет, поскольку свое служебное расследование завершили только в управлении здравоохранения. Теперь аналогичная процедура будет проходить и в региональном ФСМС.
А 12 апреля Александра Притыка умерла...
Это всего лишь два случая... О примерных масштабах врачебных ошибок, недоработок, недобросовестного отношения к работе, халатности медиков можно судить по многомиллионным суммам списания с лечебных учреждений. Только в одной Павлодарской области она составила в прошлом году 258 миллионов тенге!
Когда в стране внедрялась система обязательного социального медицинского страхования, чиновники от здравоохранения в один голос заверяли нас в том, что это наилучшим образом скажется на качестве медицинского обслуживания. С момента введения ОСМС и по состоянию на 1 марта казахстанцы внесли в республиканскую медицинскую копилку свыше 551 миллиарда тенге (павлодарцы - более 24 миллиардов). Но что-то явно идет не так… И просто списаниями с лечебных учреждений финансовых затрат, пусть и в полном объеме, от халтурщиков в медицине вряд ли избавиться.
Ирина ВОЛКОВА, фото предоставлены Алиной КЕТЕБАЕВОЙ и Натальей ПРИТЫКОЙ, Павлодар