3594

На зубы можно, а на детей нельзя?

Нужно ли расширять список медицинских услуг, которые доступны на пенсионные деньги

На зубы можно,  а на детей нельзя?

25 февраля стартовал прием заявок на оплату дорогостоящего лечения за счет “излишков”, которые скопились на счетах казахстанцев в ЕНПФ. Минздрав оказался главным радетелем за сохранность денег на пенсионных счетах. Авторы соответствующего приказа, видимо, переживали за них, как за свои, и оставили в списке всего семь медицинских услуг. Причем аргументировали свое решение, как всегда, оптимистично: мол, зачем тратить свои пенсионные, если в основном государство все медуслуги покрывает за счет ГОБМП и ОСМС?

“В основном” здесь ключевое слово. И сразу в памяти всплывает нетленка Владимира Ильича: “Страшно далеки они от народа”. Видимо, чтобы писать такие приказы, надо проникнуться атмосферой и набраться впечатлений: попытаться попасть на прием к узкому специалисту в поликлинику, встать через портал в очередь на операцию, получить бесплатные лекарства и желательно те, которые помогают, а не те, что решили закупить в Минздраве. И сделать это все без звонков кому надо, строго в порядке очереди и в соответствии с приказами.

Оно, конечно, не значит, что список заболеваний, о котором идет речь, нужно расширить до бесконечности. Чем тогда будет заниматься Фонд обязательного медицинского страхования, в который самые большие отчисления делают как раз те, кто смог накопить денег в ЕНПФ? Но подумать, как его изменить, стоило бы.

Вот и депутаты озаботились прижимистостью Минздрава и заявили, что в стране миллионы незастрахованных, поэтому нужно дать возможность оплачивать пенсионными деньгами и те услуги, которые входят в пакет бесплатных. Боюсь, что эта часть граждан практически на сто процентов совпадает с той, у которой в ЕНПФ не излишки, а дырка от бублика. Так что им расширением списка точно не поможешь.

Впрочем, обсудить этот вопрос с общественностью, как предлагают депутаты, было бы нелишне. Давать ли деньги на косметологические процедуры, как предложили в мажилисе? Смотря на какие. По мне, так можно прожить и без подтяжки лица, а на реконструктивные и восстановительные операции деньги уже дают. Вот про реабилитацию, на которую должны выделять средства из Фонда медстрахования, но с которой на самом деле у нас швах, можно и поговорить.

Опять же, процедура ЭКО, которая в списке была, но потом ее удалили все по той же причине: мы и сами все обеспечиваем. В интервью моей коллеге это решение обосновали так: теперь государство выделяет 7000 квот на ЭКО, в очереди 9,5 тысячи женщин - за полтора года мы перекроем потребность в этой процедуре. Но если копнуть глубже, все окажется не так просто. Подозреваю, что не только в этом случае.

- Те, кто принял такое решение, ничего не понимают в ЭКО. С этого года выделяют 7000 квот, а нуждающихся в нем 20 000. Просто не все потенциальные пациенты выявлены и стоят на учете, - начал с тех самых цифр доктор медицинских наук, профессор, президент Казахстанской ассоциации репродуктивной медицины Вячеслав ЛОКШИН.

- Судя по вашим данным, вряд ли можно перекрыть потребность в ЭКО за полтора года, даже с учетом того, что сейчас государство будет выделять 7000, а не 1500 квот, как раньше...

- Есть данные Европейского консорциума ЭКО, которые говорят о том, что ежегодная потребность в программах ЭКО - 1500 на миллион населения. И потом нужно учитывать следующий момент. Что такое 7000 квот? Это 2500-3000 родившихся детей. Это значит, что 4000-4500 женщин, получивших квоту, не смогут забеременеть с первого раза. Они будут вынуждены снова встать в конец очереди и ждать повторного ЭКО. Но за год к ним прибавятся те семейные пары, у которых бесплодие выявили впервые. В итоге эта цифра будет расти. Поэтому нельзя говорить, что за полтора года за счет программ, деньги на которые выделяет государство, мы решим эту проблему. Это не так. Прекрасно, что квот теперь выделяют больше, за это нужно сказать спасибо президенту, но это вовсе не значит, что теперь мы быстро решим все проблемы.

- Сколько бесплодных пар выявляется каждый год?

- В Казахстане никто не ведет такую статистику. Но если ориентироваться на расчеты Европейского консорциума ЭКО, которые я упоминал, это примерно 20 000 пар, о чем я уже сказал. Половине из них не поможет медикаментозное лечение, и они будут нуждаться в процедуре ЭКО. Конечно, часть сделает ее платно, а кто-то встанет в очередь на квоту. И, может быть, не один раз. Во Франции человек за счет государства может сделать четыре программы ЭКО, в России - две в год, в Израиле - неограниченное количество раз до тех пор, пока у пары не родится малыш.

Кроме этого в приказе на получение квоты столько ограничений, что не все женщины, мечтающие о ребенке, могут на нее претендовать. Да, сейчас его несколько упростили, но тем не менее флажков хватает. В итоге в приказ попадают примерно 60 процентов нуждающихся.

К нам обращаются пары, не попадающие в приказ из-за возраста, пациенты, которые не могут иметь детей из-за мужского фактора бесплодия, нуждающиеся в суррогатном материнстве и донорстве яйцеклеток. А если женщине 45 лет, она вышла замуж и хочет ребенка? А если женщине удалили матку и ей нужна суррогатная мать? Тонкостей очень много, и их приказ Минздрава не учитывает.

Поэтому я был удивлен, когда увидел, что принято решение исключить возможность оплатить ЭКО за счет средств из ЕНПФ. И главное, кто это сделал? Не пенсионный фонд, а Министерство здравоохранения. Я говорил об этом представителям Минздрава, они уже понимают, что это был неверный шаг.

- ЭКО могут вернуть в список медуслуг, которые можно оплатить за счет средств из ЕНПФ?

- Я думаю, обязательно вернут. Ведь как это: зубы делать можно, а детей рожать нельзя? И потом, о чем беспокоиться Минздраву? Человек ведь берет не государственные, а свои деньги. Я вообще не вижу в этом проблемы.

- Как вы считаете, какие еще медслуги можно включить в этот список?

- Я не очень понимаю, почему в нем оказались орфанные (редкие) заболевания. Весь цивилизованный мир оплачивает их лечение за счет бюджетных средств или из Фонда медстрахования. Оно стоит больших денег. Ни один, даже самый обеспеченный человек, не потянет его самостоятельно. Неправильно спихивать решение этих проблем на людей. Как раз здесь государство должно было все взять на себя.

Но расширять этот список за счет тех же косметологических операций я бы не стал. Не нужно дополнять этот перечень теми процедурами, без которых человек может спокойно обойтись. Но обсудить это еще раз было бы нелишне.

Оксана АКУЛОВА, фото с сайта thetimes.co.uk, Алматы

Поделиться
Класснуть