Время “Ч” для Минздрава
До запуска системы обязательного соцмедстрахования осталось всего два месяца
Успеет ли за эти дни огромная и потому трудно поворотливая структура по охране здоровья казахстанцев полностью повернуться лицом к своим пациентам? Ведь от того, как покажет себя реформа с первых дней, будет зависеть ее дальнейшая судьба. Если что-то пойдет не так, третьей попытки внедрения медстрахования на нашем веку уже не будет.
Итак, меньше двух месяцев осталось до момента, когда нас, граждан страны, начнут делить по категориям (наемные работники, официально оформленные предприниматели, малоимущие, пенсионеры, дети и т. д.), за всех должны будут начать платить взносы в фонд страхования (причем самозанятые должны отчислять сами за себя), а уже с 1 апреля 2020 года полный пакет медуслуг (гарантированный и страховой) будут получать только те, за кого они поступают в ФСМС.
Многое будет зависеть от подготовительного этапа, того самого, который все мы сейчас проживаем. В Минздраве пока заявляют об успешности пилота ОСМС, запущенного с начала сентября в Карагандинской области. А чтобы лишний раз не раздражать и без того не слишком лояльно настроенное к страховой медицине население, хорошо бы, чтобы не было разрывов между тем, что обещают чиновники от медицины, и тем, что делают их подчиненные. Кстати, касается это всех без исключения нововведений в сфере здравоохранения, просто медстрахование - самое показательное.
Один из главных принципов, который с самого начала декларируют вдохновители этой реформы, - свободное прикрепление к поликлиникам. Посыл понятный: гражданин сам выбирает, где ему лечиться, деньги, как мы все уже знаем, идут за пациентом, соответственно, и клиники должны бороться за каждого из нас. Отсюда следует, что будет в этой сфере конкуренция, и в результате улучшится работа системы первичной медико-санитарной помощи (ПМСП).
Не так давно в редакцию позвонила читательница:
- Я хотела прикрепиться к поликлинике не по своему микроучастку, но мне отказали, хотя она совсем недалеко от моего дома. Я на всякий случай с собой вашу газету “Время” взяла, в которой была ваша статья на эту тему, но меня даже слушать не стали. Сказали, что врач на дом приходить не будет. Но как же так? Вы же писали...
Да, писали. Именно я и писала. И долго пришлось объяснять читательнице, что не все, о чем говорят чиновники, увы, совпадает с тем, что происходит в реальной жизни. А статья та - интервью управляющего директора некоммерческого АО “Фонд социального медицинского страхования” Нурлана КАСИМОВА (см. “Платите на здоровье”, “Время” от 5.9.2019 г.). Тогда он говорил мне, что гражданин имеет право прикрепиться к любой поликлинике в пределах своего района (то есть не обязательно по своему микроучастку) и его должны будут обслуживать на дому. Это новые правила, раньше ограничений по району не было: прикрепляйтесь, куда угодно, но не рассчитывайте, что к вам придет врач. Теперь выбрать поликлинику можно строго в своем районе, при этом появилась функция “вызвать участкового”. Правда, как вот выяснилось, не все в поликлиниках об этом знают.
Хотя справедливости ради скажу: подвижки есть. Для чистоты эксперимента я после того разговора с читательницей позвонила в две ближайшие к моему дому поликлиники (обе к моему микроучастку не относятся) и спросила, могу ли я у них обслуживаться.
- Можете.
- Ко мне будет приходить врач?
Не сразу (после консультаций собеседника с более сведущими коллегами) получаю утвердительный ответ:
- Да, врач будет приходить, если вы живете в нашем районе. Но не сейчас, а начиная с 1 января 2020 года.
Неужели?! Не верю своим ушам! Буквально полтора-два месяца назад в тех же поликлиниках мне говорили обратное, причем на сто процентов будучи уверенными в своей правоте. И тут такие приятные метаморфозы. Наверняка и сейчас не все в курсе нововведений. Но пусть долго и мучительно, но процесс разворота медицинской системы к человеку все же идет. Правда, времени остается катастрофически мало, а главная реформа уже на подходе.
Как говорят в фонде медстрахования, всего полтора процента населения пользуются возможностью сменить врача в период прикрепительной кампании. Не думаю, что их все устраивает. А теперь, когда с 1 июля 2020 года прикрепиться можно будет только через портал электронного правительства egov.kz или через ЦОН, народ и подавно будет сидеть на месте как привязанный.
Это нововведение, кстати, еще один пример того, как медицинские низы напрочь игнорируют то, что говорят их верхи. В Минздраве прямо заявили: мол, вводим электронное прикрепление для того, чтобы не было злоупотреблений со стороны поликлиник. Видимо, по-другому договориться не получилось. Да, теперь без вашего согласия никто не “передаст” вас в другое медучреждение и не откажет в прикреплении, даже в том случае, если вы решили лечиться у врача не по своему микроучастку. Вроде нет больше пресловутого человеческого фактора и всем хорошо. Но вот удобно ли? Это спорный вопрос, и вот почему.
Главные клиенты поликлиник помимо детей - пенсионеры. Они та прослойка граждан, которая и должна двигать “первичку” в сторону улучшения сервиса. Активно работающие люди среднего возраста редко обращаются в поликлиники, по себе сужу. Молодежь и подавно. Разве что к участковому сходить, а вот ждать две-три недели узкого специалиста, если вдруг нужна его консультация, не каждый будет. А вот те, кто постарше, знают все подноготную бесплатной медицины. Им и выбирать поликлиники, заставлять главврачей шевелиться, думать об улучшении качества обслуживания. И вот теперь людям, которым как минимум за 60, предлагают прикрепляться при помощи ЭЦП (электронной цифровой подписи) или идти в ЦОН. Многие ли пойдут туда по доброй воле? Разве что если их совсем допекут в “родной” поликлинике.
Цифровизация - это, конечно, замечательно, но только если она не доставляет неудобств людям. Многие из тех, кто мог бы проголосовать ногами, в силу объективных причин пока на “вы” с передовыми технологиями. Так что если мы за конкуренцию, этот вопрос нужно как-то решать, тем более что и прикрепление, будем надеяться, наконец-то станет абсолютно свободным не только на словах.
Понятно, что не ошибается только тот, кто ничего не делает. Но когда речь идет о реформах, касающихся каждого из нас, лучше лишний раз людей не волновать, тем более сейчас. Сначала “обкатать” все медицинские мобильные приложения, которые появляются, чтобы потом не объяснять, почему они не сразу заработали. Доводить до ума электронные паспорта здоровья, чтобы не говорили, что там нет обещанной информации. Не заикаться об ужесточении контроля за продажей рецептурных лекарств, если понятно, что поликлиники не справятся с наплывом посетителей. Сто раз подумать - один раз заявить, чтобы потом от своих же слов не пришлось отказываться. Вроде так же просто, как прикрепиться к поликлинике в ЦОНе. Или не просто?
Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы
Кстати
Понять и платить
Удовлетворенность казахстанцев здравоохранением составляет порядка 45 процентов, считает глава профильного ведомства Елжан БИРТАНОВ.
- Причина реформы системы здравоохранения, наверное, одна: ожидания населения от системы здравоохранения растут быстрее, чем идет развитие самой системы, и это развитие все время необходимо подталкивать. Нам важно, чтобы люди понимали, что мы делаем и для чего. У нас есть ряд индикаторов, к достижению которых мы стремимся, главный из которых - удовлетворенность населения. Сегодня она составляет порядка 45 процентов, тогда как в развитых странах не меньше 80, - сказал министр Биртанов на встрече с журналистами в минувшую пятницу в Алматы.
Вместе с этим он отметил, что система обязательного соцмедстрахования, которая стартует со следующего года, должна повысить этот показатель:
- Многие проблемы - от недостатка финансирования. За счет ОСМС в следующем году впервые на 60 процентов увеличивается объем финансирования медицины. Это не может не дать эффекта, механизмы должны заработать на уровне каждой районной больницы. Мы ожидаем, что внедрение ОСМС окажет влияние на качество медицинской помощи, на доступность услуг и даст рост той самой удовлетворенности. В программных документах к 2025 году мы намереваемся поднять уровень удовлетворенности до 60 процентов.
КазТАГ