3656

В роддоме всё спокойно

О том, что сейчас происходит в Атырауском областном перинатальном центре, “Времени” рассказала вице-министр здравоохранения Лязат АКТАЕВА.

В роддоме всё спокойно

Вчера, когда состоялся этот телефонный разговор, Лязат Мейрашевна находилась в Атырау. Она председатель комиссии Минздрава, которая проводит проверку деятельности областного перинатального центра (ПЦ) после шокирующего случая гибели новорожденного младенца.

- Прежде всего хотела бы спросить: все ли врачи из тех, кто написал заявление об увольнении, по-прежнему работают?

- Да, работают все. Как известно, заявление написал 31 врач, трое из них отозвали, остальные этого не сделали, но продолжают выполнять свои обязанности. В любом случае по закону заявление может рассматриваться в течение месяца. Сегодня утром я встречалась с врачами. На этой встрече присутствовали сотрудники не только перинатального центра, но и других медицинских организаций города. Я вновь говорила, что для нас ценен каждый специалист, просила их продолжать работать. Мы очень надеемся, что те врачи, которые написали заявление, не уволятся.

- Что вы будете делать, если это все-таки произойдет?

- Определенный риск, конечно, есть. Поэтому мы и проводим разъяснительную работу, говорим врачам, что они нужны людям. Большая часть из них - коренные жители области, у них здесь все: жилье, семьи. Поэтому мы и пытаемся их убедить остаться на своих рабочих местах.

- А что они говорят?

- Они ждут. Смотрят, как дальше будет складываться ситуация.

- Вы имеете в виду расследование?

- Нет, ситуацию в целом.

- Объясните, куда сейчас направляют тех рожениц, которые должны были поступить в перинатальный центр?

- Сам центр состоит из двух блоков, в одном из них планируется ремонт приточно-вытяжной вентиляции. Деньги на это были выделены в марте текущего года, летом шли конкурсные процедуры, а 13 сентября был подписан договор с подрядной организацией. На период ремонта один из корпусов в любом случае закрыли бы, и определенный объем госпитализации, который шел в перинатальный центр, перераспределился в другие медицинские организации области.

В декабре прошлого года в Атыраускую область приезжали республиканские специалисты и в рамках так называемого координационного совета, который был создан по приказу Минздрава, проводили инвентаризацию родовспомогательных организаций региона. Они рекомендовали управлению здравоохранения Атырауской области перевести со второго уровня регионализации на третий городской родильный дом Атырау. А три центральные районные больницы - с первого уровня на второй. Это предполагает их соответствующее материально-техническое оснащение и укомплектованность кадрами.

Атырауский городской родильный дом перешел на третий уровень регионализации, как было рекомендовано, только 8 октября этого года (история гибели младенца в Атырауском ПЦ была обнародована 4 октября. - О. А.). Что было сделано до этого…

- Подождите, как перешел только 8 октября? Складывается впечатление, что это сделали специально, чтобы была возможность отправлять туда часть тяжелых рожениц. Выглядит как попытка сгладить ситуацию и не вызвать волнения среди населения...

- На самом деле это все плановые мероприятия. Как я уже сказала, в декабре прошлого года было рекомендовано перевести городской роддом на более высокий уровень регионализации, то есть повысить его статус и направлять туда беременных с более сложными диагнозами.

Постепенно шло материально-техническое оснащение родо­вспомогательных организаций, и городского роддома в том числе. Было закуплено оборудование (на систему родовспоможения и детства областной акимат в 2019 году выделил 1,7 млрд тенге из 3,3 млрд, направленных на все медорганизации), на работу были приняты врачи (всего в регион прибыли 146 док­торов), но дефицит кадров сохранялся. Именно поэтому Атырауский роддом не перевели на третий уровень раньше. Чтобы усилить его, Минздрав направил туда практикующих специалистов из других регионов: двух акушеров-гинекологов, одного неонатолога и одного реаниматолога плюс трех резидентов. Роддом стал организацией третьего уровня регионализации, так же как и перинатальный центр.

Сейчас сюда госпитализируют пациенток из Макатского и Индерского районов и правой части города Атырау. Беременные и роженицы из остальных пяти районов области и левой части города гос­питализируются в перинатальный центр.

Добавлю, что новорожденные из центральных районных больниц при необходимости будут транспортироваться не в перинатальный центр, как раньше, а в отделение патологии Атырауской областной детской больницы. А женщины, нуждающиеся в экстренной госпитализации по гинекологическим заболеваниям, перераспределены между отделениями Атырауской железнодорожной больницы и Атырауской областной больницы.

За счет перераспределения потоков пациентов облздрав может закрыть один из корпусов перинатального центра на ремонт вентиляции - это нормальная практика. Ведь во всех областях больницы закрываются на “мойку”, текущий или капитальный ремонт. Ремонт вентиляции в перинатальном центре планируется завершить до 1 декабря этого года.

- Потом начнется ремонт второго блока?

- Пока речь об этом не идет. Но если будет принято такое решение, управление здравоохранения области сообщит об этом.

- Все в городе знают, что один из блоков перинатального цент­ра закрыли. Настроение нер­возное: беременные женщины боятся, что не получат квалифицированную помощь. Вы знаете об этом?

- Да, знаем. Мы читаем социальные сети, проводим мониторинг. Но я только что разговаривала со специалистами женских консультаций, они говорят, что в целом все спокойно. Паники нет, но тем не менее я просила их рассказывать женщинам о том, как перераспределились потоки пациентов в городе, делать на этом акцент, чтобы все было спокойно. Думаем, население отнесется с пониманием.

- Какая атмосфера в самом перинатальном центре?

- Люди работают.

- И все же напряжение чувствуется?

- Идут рабочие процессы, а в этот момент врач думает только о пациенте, он не руководствуется эмоциями.

Оксана АКУЛОВА, фото с сайтов roddom-atyrau.kz и times.kz, Алматы

Наша справка

Все родовспомогательные организации в Казахстане делятся на три уровня регионализации.

Первый. Медицинские организации, куда госпитализируют женщин при сроке беременности 36 недель и выше - пациенток с низким уровнем риска развития акушерских осложнений. Это обы­чные родильные отделения районных больниц.

Второй. Медицинские организации, куда направляют женщин при сроке беременности 34-36 недель. У них риск развития осложнений выше. Это, как правило, городские и межрайонные родильные дома.

Третий. Это специализированные перинатальные центры, куда поступают женщины на сроке беременности менее 34 недель. Здесь выхаживают недоношенных, маловесных младенцев. В таких случаях риск развития акушерских осложнений гораздо выше, чем в двух предыдущих.

КСТАТИ

Гульзейнеп ДЮСУПОВА, главный врач городского родильного дома Атырау: “Нагрузка возросла, но мы справляемся”

Именно в этот родильный дом поступает часть пациентов, перенаправленных из областного перинатального центра.

- Вы справляетесь? - спрашиваю Гульзейнеп Суйынгалиевну.

- Справляемся: у нас хватает и специалистов, и оборудования. Мы с прошлого года готовились к тому, чтобы перейти на третий уровень регионализации, поэтому у нас хорошая оснащенность. К нам в этом году приехали молодые врачи, их материально поддержали, некоторым квартиры дали. Сейчас рядом с нами работают коллеги из республиканских центров и вузов, они высококлассные специалисты. Это хорошо для наших молодых врачей, для них это будет школой.

Количество родов за последние две недели увеличилось в два раза, операций - в два с половиной раза. Но места хватает всем. Хотя сейчас женщин, у которых из-за преждевременных родов появляются на свет маловесные дети, очень много. Нужно же понять, почему так происходит. Решать и эти проблемы. Индекс здоровья низкий, влияние экологии, нездоровое питание, образ жизни... Все это играет свою роль.

- Какое настроение у врачей после событий в перинатальном центре?

- А какое может быть настроение?! Чисто по-человечески нам жалко коллег, которые работают там. На них, да и на нас всех, сейчас столько негатива льется. Мы считаем, что врачей надо защитить. Следствие еще не закончено, а ситуацию раздули до такой степени... Какой человек это выдержит, скажите?

- С другой стороны, если окажется, что все это правда...

- Если следствие докажет - другое дело, но ведь оно еще не завершено! Мы не верим, что наши коллеги, которые спасли столько жизней, могли такое сделать. В голове это не укладывается. Но из-за одного случая унижать всех остальных - разве так можно?!

Оксана АКУЛОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть