Кто вы, мистер Х?
Врач Каиргали КОНЕЕВ (на снимке) в судебном порядке добивается раскрытия деталей приватизации единственной в Алматы бесплатной (разумеется, для пациентов) детской стоматологической поликлиники.
Она существует с 1977 года. Не одно поколение алматинцев лечило там зубы, причем для пациентов из малоимущих семей это была едва ли не единственная возможность получить стоматологические услуги бесплатно. Кроме того, поликлиника была основной базой для научной деятельности в области детской стоматологии.
Городской акимат, на балансе которого находилась поликлиника, принял решение передать ее в частные руки в рамках исполнения комплексного плана приватизации на 2016-2020 годы. При этом власти уверяли, что продается она на условиях сохранения профиля и сможет продолжать оказывать бесплатные услуги населению. В 2017 году поликлиника была продана с торгов за 2,5 миллиарда тенге, однако руководству учреждения удалось через суд добиться отмены сделки, поскольку покупатель не предоставил необходимые документы. В 2018 году поликлинику снова продали, и снова вокруг этой сделки поднялся шум. Кто ее приобрел - тоже секрет за семью печатями. В связи с этим неравнодушный алматинец Каиргали Конеев обратился в горакимат с просьбой предоставить ему документы, касающиеся приватизации поликлиники, а также тендерные документы.
- Я к этой поликлинике отношения не имею - я детский невропатолог, - говорит он. - Но как врач прекрасно понимаю, насколько важны для ребенка здоровые зубы. Поэтому, когда я узнал о продаже поликлиники, то был сильно возмущен. Когда-то у нас в городе было два таких объекта. Поликлиника № 2 в 1990-х годах была приватизирована и перестала существовать, на ее месте теперь супермаркет. И не факт, что та же судьба не постигнет и эту поликлинику. Непонятно, почему ее вообще решили приватизировать. Это предприятие не было убыточным. Я посмотрел годовые отчеты - она ежегодно с положительным балансом выходила, прибыль около 30 миллионов тенге была. Изучив отчеты, я начал запрашивать у акимата информацию по сделке. В первый раз управление государственных активов отказало мне, потому что я не являюсь стороной сделки. Но так как я считаю, что это нарушение моего права на доступ к информации, я подал повторный запрос. На этот раз мне отказали, ссылаясь на коммерческую тайну.
Не добившись результата, Каиргали Конеев подал в суд на управление госактивов. В своем исковом заявлении он просит признать отказ в предоставлении информации недействительным и обязать ответчика предоставить ему запрашиваемые документы.
Судебное разбирательство по этому делу началось в четверг в Бостандыкском райсуде. В ходе заседания представитель истца Гульжан ДЮСЕНБЕКОВА заявила, что права граждан получать информацию и направлять обращения в государственные органы закреплены в Конституции. Что касается нормативных актов, на которые ссылалось управление госактивов, мотивируя свой отказ, то, по мнению Дюсенбековой, они трактуются чиновниками неверно.
Например, пункт 31 правил продажи объектов приватизации запрещает разглашать информацию, имеющую отношение к участникам торгов, в течение всего периода подготовки торгов и их проведения. Однако торги прошли 14 ноября 2018 года, следовательно, предоставлять информацию уже можно. Кроме того, уверена представитель истца, некорректна ссылка на статью 28 Предпринимательского кодекса, в которой речь идет о коммерческой тайне, поскольку протоколы тендера, финансовая отчетность и другие документы не подпадают под понятие “коммерческая тайна”.
- Статья 95 закона о госкомимуществе гласит, что тендер должен быть прозрачным и гласным, - сказала она. - На сайте gosreestr.kz есть информация, что такой тендер действительно был проведен. Мы сделали скриншот, из которого видно, что управление госактивов распространяет информацию в электронном виде, но почему-то не дает моему доверителю.
ежду тем, по словам представителя управления госактивов, ту информацию, которую можно раскрыть, Конееву предоставили: количество поданных на тендер заявок, цена сделки (621 миллион тенге), отчет об оценке объекта и т. д. Что касается общедоступных персональных данных (наименование купившего поликлинику юрлица, ФИО руководителя и др.), то доступ к ним по закону возможен только с согласия субъекта. А покупатель, к которому управление обратилось с просьбой разрешить предоставить Конееву такую информацию, ответил категорическим отказом. Представитель ответчика также выразила свое возмущение по поводу желания истца получить информацию о финансовой стороне сделки.
- В исковом заявлении гражданин Конеев просит представить график платежей, - сказала она. - Данное требование, мы считаем, - верх некорректности. На каком основании мы должны предоставлять информацию, в какой день и в каком размере покупатель должен оплачивать объект? В первую очередь в этом заинтересован продавец - управление государственных активов. Мы сами заинтересованы в том, чтобы график платежей исполнялся в нужные сроки и в нужном объеме. Поэтому я не знаю, для чего ему график платежей. Мы считаем, что это, можно сказать, как залезть в чужой карман!
Следующее заседание суда состоится в первых числах мая.
Мадина АИМБЕТОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы