5495

Поощрение и наказание

Почему беременным, которые вовремя встали на учет, будут выплачивать 425 000 тенге, а тех, кто своевременно не прошел скрининг, штрафовать? И это при том, что и те и другие должны в одинаковой степени заботиться о своем здоровье!

Поощрение и наказание

Соответствующие нормы содержатся в проекте кодекса “О здоровье народа и системе здравоохранения”, который сейчас активно обсуждается. Беременным, еще раз уточню, будут платить не менее 10 минимальных заработных плат (сейчас это как раз 425 тысяч тенге). И за них можно только порадоваться. Всем остальным повезло меньше. За отказ от вакцинации (причем отдельно за каждую прививку) предусмотрен штраф в 10-кратном размере месячного расчетного показателя (МРП). В этом году штраф составит 25 250 тенге.

Есть ответственность и для работодателей, которые не создали своим сотрудникам условия для прохождения скрининга (предлагается отпускать работников для профосмотра, но при этом сохранять им зарплату). В первый раз работодателя предупредят и дадут ему 30 дней на то, чтобы исправить ситуацию. Если он этого не сделает, его оштрафуют на те же 10 МРП за каждого сотрудника, не прошедшего осмотр. При этом “работодатели обязаны не допускать к работе лиц, не прошедших скрининговые исследования”.

Процитирую еще одну норму, которая есть в проекте кодекса: “Отказ или несвоевременное прохождение лицами скрининговых исследований из числа целевых групп, подлежащих данным исследованиям, влечет привлечение их к административной ответственности в соответствии с законодательством РК”. Правда, сумма штрафа не уточняется.

А теперь вернемся к вопросу, который я обозначила в самом начале: почему одним шанежки, а другим подзатыльники?

- Думаю, потому, что материнская смертность - очень важный для международной общественности показатель, по которому судят об уровне развития государства и медицины в стране. Поэтому за каждый случай материнской смертности в республике “бьют” всех, начиная с главврачей и заканчивая акимами. Именно поэтому такие факты смертности скрывают, за что сейчас, кстати, хотят ввести административную ответственность, - говорит президент общественного фонда “Амансаулык” Бахыт ТУМЕНОВА (на снимке). - Но показатель материнской смерт­ности зависит не только от медицинских работников, но и от уровня экономического развития страны, показателей бедности, безработицы.

Медицинский эксперт Данир КАЛИЕВ (на снимке) считает, что в первую очередь нужно выявить глубинные причины, из-за которых происходят трагедии, связанные с гибелью женщин:

- Безусловно, будущих мам нужно поддерживать, и эти 425 тысяч тенге могут стать неким завуалированным материнским капиталом. И ради понижения материнской смертности никаких денег не жалко. Но я считаю, что сначала нужно проанализировать структуру материнской смертности и понять, почему беременные умирают. Вы же прекрасно помните, что в Нур-Султане в прошлом году было зафиксировано семь материнских смертей, и не все из этих женщин не состояли на учете. Исходя из этого, я могу предположить, что после введения такого поощрения эти показатели не снизятся. Потому что в самой службе родовспоможения что-то не так.

Говоря о штрафах, я хочу разграничить вакцинацию и скрининги. Первая доступна, эта система отлажена, поэтому я считаю, что за отказ от вакцинации штрафовать можно и нужно, - продолжает эксперт. - А вот что касается нацио­нальной скрининговой программы, то будем откровенны: в поликлиниках - очереди, неразбериха, организационный бардак. Можем ли мы штрафовать, не создав условия? Думаю, нет.

Сначала нам нужно навести в этой сфере порядок. К прохождению скринингов должен быть индивидуальный подход, не нужно загонять в них всю страну. Врач должен оценивать состояние пациента и говорить, какие исследования для него особенно важны - так это должно происходить. Безусловно, при раннем выявлении заболевания (той же онкологии) у пациента возрастают шансы выжить. Проходить скрининги, конечно, нужно. Но штрафовать тех, кто этого не сделал, преждевременно.

- Может быть, будет справедливо, если поощрения предусмотрят не только для беременных, но вообще для всех, кто ответственно относится к своему здоровью?

- Согласен с вами. Во многих развитых странах есть так называемые программы управления заболеваниями - по сути, это конт­ракт между клиникой в лице врача общей практики и пациентом. В нем помимо информации о гражданине и его состоянии указаны цели, которые он должен достигнуть. Например, снизить за год вес со 100 до 80 килограммов, удерживать уровень сахара на определенном уровне, делать физические упражнения три раза в неделю, вовремя проходить скрининги и т. д.

На мой взгляд, можно внедрить такую практику и в Казахстане и привязывать программу управления заболеваниями к доступу к медицинской помощи. Не выполняет человек условия, прописанные в ней, значит, в случае госпитализации получает меньше помощи.

Вот, например, при переломе плеча есть два варианта лечения: гипс ”вертолет”, который накладывают на три месяца (и тогда ни помыться нормально, ни поспать), или протезирование (что, как вы понимаете, гораздо более эффективно). А если, наоборот, превосходит индикаторы, указанные в программе управления заболеваниями, получает дополнительные услуги. Почему бы государству не оплачивать в больницах вип-палаты для добросовестных пациентов?

Бахыт Туменова тоже считает, что к пациентам должен быть одинаковый подход:

- Предложив ввести мотивационные выплаты только для беременных, наше здравоохранение тем самым создает прецедент несправедливости: одним пряник (деньги), а другим - кнут (административный штраф). Несправедливо. Подход должен быть одинаковым для всех. Я - за мотивацию правильного отношения пациентов к своему здоровью (накопительные бесплатные абонементы в спортзалы, бесплатные витамины и т. п.) и, соответственно, поощрение хороших результатов труда медицинских работников.

- Есть еще один серьезнейший момент: раньше врача уважали, его слово было для пациента законом, - продолжает Туменова. - В силу разных причин (в том числе связанных с поборами и коррупцией в здравоохранении, отсутствием декларированных лекарств) мы потеряли доверие, и слово врача перестало быть для пациента законом. Как следствие, у населения появилось недоверие к вакцинации, методам лечения, лекарственным препаратам. И теперь свои упущения в работе с населением мы хотим быстро решить применением административных методов!

Нужно в первую очередь признать ошибки, допущенные в прежние годы, а не перекладывать всю ответственность на пациентов. Пусть сначала государство ликвидирует если не все, то хотя бы основные проблемы, существующие в сфере здравоохранения, медицинские работники заслужат доверие граждан хорошей работой, и тогда слово врача будет иметь вес и никого не нужно будет наказывать - люди сами пойдут в медицинские учреждения. И еще: в связке “пациент - врач” должны меняться оба, но первый шаг должны сделать именно медики.

Из восьми скринингов, которые обязаны проходить казахстанцы, пять - на онкологию. Именно поэтому я спросила о том, справедливо ли штрафовать граждан, которые вовремя их не прошли, директора Казахского научно-исследовательского института онкологии и радиологии Министерства здравоохранения Диляру КАЙДАРОВУ (на снимке).

- Я не могу однозначно ответить на этот вопрос. Мы понимаем, что нужно принимать какие-то меры, чтобы больше людей приходили на профилактические осмотры. Но какой для этого использовать механизм? Сейчас по тем данным, которые ежемесячно предоставляют нам управления здравоохранения на местах, скрининги на выявление онкологии проходят порядка 80 процентов пациентов, подлежащих осмотру. Мы, конечно, проверяем эти данные, стараясь все время повышать свою ответственность. В скором времени должен появиться регистр скринингов, информация в котором будет персонифицированной, и тогда можно будет видеть, сколько людей реально прошли эти осмотры. Кроме этого Фонд медицинского страхования, который оплачивает скрининги, сначала проверяет, сколько человек реально прошли осмотр, и лишь потом направляет за каждого пациента деньги поликлиникам. Мы ввели норму, по которой врачам поликлиник, выявившим онкологию на нулевой или первой стадии, выплачивают определенную сумму сверх зарплаты в качестве премиальных (за счет этого за два года количество таких пациентов увеличилось с 20 до 26 процентов). Но как повлиять на простых людей, не медиков, но наших граждан?

- Да, я сама часто слышу от пациентов: мы ничего не знали про скрининги, нас никто не приглашал. Даже знакомые жалуются мне на отсутствие информации по этому поводу. Хотя мы везде об этом рассказываем, каждую субботу проводим в нашем институте дни открытых дверей. Теперь предлагаем делать то же самое и поликлиникам, ведь не все люди могут вырваться с работы в будни и прийти проверить свое здоровье. Может быть, нужно сообщать о необходимости пройти скрининг заранее, за месяц, например, чтобы человек мог спланировать свой график? Нужно повышать информированность населения, человек каждый день должен слышать о том, что нужно пройти скрининг. Это должна быть двойная ответственность - и со стороны врачей, и со стороны граждан, - резюмировала Диляра Кайдарова.

Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА и Романа ЕГОРОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть