Как жить после онкологии?
Этот вопрос обсуждали на социально-медицинском форуме “Верить и жить”, который в третий раз прошел в Алматы
Это особенная площадка, где встречаются врачи и их пациенты - бывшие, а иногда и настоящие. Встречаются, чтобы еще раз увидеть друг друга, поговорить и понять, как жить дальше.
Вроде бы что тут сложного? Живи! Но у человека, перенесшего рак, миллион вопросов: можно ли есть сладкое? купаться? в горы ходить? тренироваться? заниматься сексом? бегать? Просто, кажется. Но только не для тех, кто пару недель назад закончил изматывающее лечение. Что делать? Искать ответы на все эти вопросы в Интернете? Не вариант. Нужно идти к специалисту. Но только и это может оказаться проблемой: та самая связь доктор - пациент есть далеко не всегда. Хорошо если тебе повезло с лечащим врачом. А если нет? Тогда человек, победивший болезнь, остается наедине со своими проблемами и тем самым ворохом вопросов. И, может, так оно и было, если бы не две женщины: пациентка и врач, светская львица, генеральный директор Kazakhstan Fashion Week Ирина БАЙЖАНОВА и доктор медицинских наук, онколог-химиотерапевт, председатель общественного объединения “Научно-медицинское общество” Сурия ЕСЕНТАЕВА.
- В 2013 году мне поставили диагноз рак, - теперь Ирина может рассказывать об этом и улыбаться. - Узнала случайно: поехала в Южную Корею поддержать подругу, у которой было подозрение на онкологию. Ее обследовали - все нормально. А у меня - рак груди, вторая стадия. Как сковородкой по голове. Сначала ничего не понимала, знала, что онкология - это плохо. Но сразу решила: нужно быстро все это вылечить и жить дальше, в первую очередь ради младшей дочери, которой было всего 16 лет. Уныние - это не про меня, я сильный человек. Страх, конечно, был: липкий, противный и волнообразный, вроде нет его, а потом вдруг накатывает. Обычно он приходил вечером, когда я оставалась одна. Да, было жалко себя. И прошла я многое: химиотерапию, сейчас на гормонотерапии. Я жива, и все прекрасно! Я на позитиве. Но когда, столкнувшись с болезнью, не понимала, что делать дальше, а потом, когда все это закончилось, опять же нужна была помощь для того, чтобы вернуться к обычной жизни. Я была одной из тех, кто все время спрашивал: а шашлык можно? а йога? а самолет? Моим врачом была Сурия Есентаева, поэтому вопросами я мучила ее. А потом родилась идея сделать такой форум. Я не понимала, каким именно он будет, но знала, что там должны давать ответы на те вопросы, которые волнуют людей, оказавшихся в такой же ситуации, как и я. Предложила это Сурие, и вот уже в третий раз мы собираем людей, чтобы сказать: “Нужно верить!” Я вот верю, что скоро придумают маленькую таблеточку: выпил ее - и никогда не заболеешь онкологией.
На форуме доктора обмениваются опытом - этим он похож на обычную медицинскую конференцию. Но, наверное, важнее, что сюда приходят обычные мужчины и женщины, чтобы поделиться своими историями, рассказать о том, что их сейчас волнует, и найти что-то полезное для себя.
- Той самой связи доктор - пациент, о которой мы говорим на форуме, практически нет, - констатирует Сурия Есентаева. - И не потому, что врачи плохие и им все равно, а люди, пережившие болезнь, скрывают это от окружающих. Вовсе нет. Просто сейчас наш врач завален рутинной работой, напрямую не связанной с лечением больных: он должен заполнить кучу бумаг, вносить данные в электронные порталы и делать это в строго установленные сроки. Это занимает так много времени, что уже появилась шутка про больного, который все время мешает работе. Грустно об этом говорить, но это так. И в итоге пациент, который не понимает, как жить дальше, остается сам с собой. Но ведь эффект лечения во многом зависит как раз от контакта между ними. Я всегда прошу коллег: “Найдите время. Поговорите”. Онкология - это не грипп, больной остается с тобой на годы, и порой ему нужно лишь, чтобы его выслушали. Почему наши люди приезжают с лечения из-за границы такие восторженные? Там с ними разговаривают, внимательно слушают, не обрубают на полуслове. И наши врачи хорошие, но они, как я сказала, перегружены. У них нет сил или желания больше времени уделять пациенту. К сожалению, не могу сказать, что ситуация значительно изменилась за последние годы, даже после того, как мы организовали наш форум. Но все равно нужно что-то делать: это медленная кропотливая работа - капля, которая точит камень. Да, мы делаем это на общественных началах, тратим свои силы и время. Но когда видим, что кому-то стало лучше, понимаем, что все было не зря. Наши встречи традиционно завершаются спектаклем, в котором играют дети: одни уже справились с онкологией, другие еще лечатся. Но каждый из них своим примером показывает всем нам, что нужно бороться, верить и жить...
Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы