Плюнуть бы на всё...
День 10 декабря 2016 года казахстанский чемпион-паралимпиец, обладатель 23 международных медалей по легкой атлетике среди инвалидов Павел СИДОРЧУК (на снимке в центре) запомнит навсегда. Утром того дня он проснулся от нестерпимой сухости во рту - выпил воды, но это ему не помогло. Павел почувствовал, что у него пропала... слюна.
- Я понимаю так, что Бог наказал меня во второй раз. Впервые это случилось весной 1992 года, когда я, 27-летний парень, из-за несчастного случая на железной дороге лишился обеих ног. Это была первая роковая дата в моей жизни. И вот опять. Чтобы понять, что испытывает человек, когда у него нет слюны, это надо пережить! - делится своим несчастьем Павел.
В первый момент, обсудив свое состояние с женой Аллой, супруги подумали, что у него неожиданно развился сахарный диабет. За уточнением диагноза они тут же отправились в городскую больницу Лисаковска, где Павла как именитого чемпиона-паралимпийца и почетного гражданина этого города прекрасно знают и всегда с удовольствием обслуживают.
- Меня сразу приняли, выслушали мою жалобу, уточнили другие моменты по самочувствию и, конечно, взяли кровь для проверки на сахар, - рассказывает Павел. - Анализ показал цифру 4,7. Это значит, что диабета у меня нет. Но почему у меня отсутствует слюна, врачи так и не поняли, поэтому начали полностью обследовать. Причем длилось это достаточно долго.
Сидорчук прошел всех специалистов, каких только можно - терапевта, стоматолога, эндокринолога, челюстно-лицевого хирурга, отоларинголога, дерматолога и еще многих других. Все врачи разводили руками - здоров. Тогда было принято решение отправить кровь на специальный дробный анализ в Алматы. Все подтвердилось - у Павла все в норме, диабета нет. Консилиум врачей Лисаковска решил отправить больного с непонятным симптомом в Костанай. Медики областной больницы обследовали Сидорчука и тоже не нашли никаких патологий.
- Врачи вынесли мужу вердикт: “Здоров, если не на пятерку, то на твердую четверку!” - вспоминает Алла. - Мы, конечно, этому рады, но не решена проблема Павла - поскольку нет точного диагноза, то нет и способа лечения. А он испытывает от отсутствия слюны ужасные неудобства - постоянно приходится пить воду или полоскать рот водой, а ночью начинается просто кошмар - во рту все пересыхает, и муж задыхается. Он ставит возле кровати бутылочку с растительным маслом, чтобы постоянно смазывать ночью рот. Ну сколько еще можно мучиться?
На этот вопрос заведующая терапевтическими участками больницы города Лисаковска Елена БОЧКОВСКАЯ ответила мне, что врачи сделали для Павла все, что только могли.
- Его обследовали и у нас, и на уровне области, но причину такого состояния не нашли. Мы, если честно, в замешательстве. Мы посмотрели теорию, и вообще в науке есть такой диагноз, когда отсутствует слюна, это ксеростомия. Но причины этого заболевания неизвестны, и в качестве лечения обозначены лишь общие рекомендации.
А Алла Сидорчук, чтобы облегчить состояние супруга, бросилась изучать медицинскую теорию в Интернете и наткнулась там на такое понятие, как “болезнь Шергена”.
- Там написано, что при такой болезни кроме отсутствия слюны еще и болят суставы и человек испытывает слабость. Но я чувствую себя отлично, - говорит чемпион. - Работаю, тренируюсь сам и тренирую своих подопечных спортсменов. Аппетит у меня хороший. Только вот слюна эта жизни не дает, точнее, ее отсутствие, даже не предполагал, что она так нужна человеку.
В поисках средств спасения от напасти Павел как-то наткнулся в Интернете на клинику, находящуюся в российском Челябинске. Списался с ее представителями, которые пообещали помочь, и отправился на обследование к тамошней профессуре. В итоге, по словам Сидорчука, он только деньги зря потратил. Российские медики вновь провели те же самые обследования и анализы и тоже развели руками. Сделали, правда, специальное УЗИ желез, и оно тоже показало норму.
- А еще меня раздражало, что там абсолютно все врачи начинали обследование с одного и того же вопроса: “Вы пьете?” А я им в ответ: “ Покажите мне хоть одного алкаша, у которого пропала слюна?!” А потом все врачи начинают спрашивать, у каких конкретно специалистов я уже побывал. И на этот вопрос у меня тоже уже готовый ответ: “Остался только гинеколог!” - делится Павел.
В общем, из России он тоже приехал ни с чем. Все медики пока пытаются лишь помочь словами: кто-то приободряет, говоря, что, может, слюна все-таки чудесным образом появится, кто-то рассуждает о причинах ее пропажи.
- Поэтому и хочу, чтобы обо мне узнали, услышали. Может, кто-то еще страдал от такой болезни и знает, как ее победить? Может, где-то найдутся врачи, которые скажут мне, как вылечиться? Может, все-таки отправят меня в Астану или еще куда на лечение? Ведь сейчас в Лисаковске мне говорят, что диагноза нет, а значит, квоту дать не могут! А я просто не могу так дальше жить.
Оксана ВАСИЛЕНКО, фото из личного архива Павла СИДОРЧУКА, Алматы