Железная логика
Ознакомилась с официальной статистикой и глазам своим не поверила: оказывается, в Западно-Казахстанской области (ЗКО) с каждым годом женщины фертильного возраста становятся все краше и здоровее! И это при том, что вместе с ростом рождаемости в регионе ежегодно сокращаются бюджетные расходы на оказание гарантированного объема бесплатной медпомощи (ГОБМП) беременным. Засомневавшись в этих данных, я решила провести свое мини-расследование, и вот что из этого получилось.
О том, что в последнее время в родном Западном Казахстане существенно сократилась финпомощь беременным женщинам в рамках ГОБМП, я узнала совершенно случайно от моей давней знакомой Ирины (по вполне понятным соображениям я не называю ее фамилии), после долгих раздумий решившей таки родить второго ребенка.
В поликлинике, где Ира встала на учет как будущая мама, ей предписали пройти УЗИ, естественно, бесплатно для нее.
- А в кабинет УЗИ длиннющая очередина! - рассказывает Ирина. - Записали на прием через две недели - надо было прийти с 10 до 11 часов. А на это же время еще человек 20 уже было записано. Муж, когда об этом узнал, просто обалдел. Мы собрались и поехали делать УЗИ платно, чтобы уложиться в сроки.
Поскольку у знакомой определили анемию, врач посоветовал принимать ферсинол. Одной упаковки стоимостью больше 2000 тенге хватило лишь на две недели. Фолиевую кислоту Ира тоже покупала сама. Бесплатные витамины даже никто и не думал предлагать, но вот аскорбинкой ее снабдили в полном объеме и совершенно безвозмездно. Это, пожалуй, стало единственным приятным откровением для Ирины.
Из разговоров с несколькими другими знакомыми, которые готовятся стать мамами или недавно родили, выяснилось, что ситуация примерно одинаковая во всех поликлиниках нашего региона. Где-то выписывают за счет госбюджета фолиевую кислоту, но экономят на аскорбиновой, где-то наоборот. Причем ни одна из пяти моих знакомых не получала железосодержащие препараты бесплатно, но при этом четырем из них рекомендовали приобрести их за свой счет!
В ЗКО в 2015 году госфинансирование закупа бесплатных медикаментов для всех больных и пациентов поликлиник, предусмотренное в рамках ГОБМП, сократилось в сравнении с 2013 годом более чем втрое - с 16,5 млн. тенге до 5,04 млн. А между тем в 2015 году в регионе на учет по случаю беременности встали 12 233 женщины, что на тысячу больше, чем в 2013-м! Причем обеспечение лекарствами беременных женщин не выделено в бюджетных документах в отдельную статью, поэтому можно только догадываться, сколько из указанных денег предназначалось для будущих мам в рассматриваемые нами годы.
Я попыталась узнать в облуправлении экономики и бюджетного планирования, сколько же бюджетных денег предусматривалось и предусматривается именно для беременных в рамках ГОБМП, но тщетно. Духу замначальника этого управления Булата ИМАШЕВА в устной беседе со мной хватило лишь на процедурные моменты: мол, депутаты облмаслихата утверждают распределение госфинпотоков, мы лишь исполнители. А в ответ на более конкретные вопросы про суммы и так далее он попросил представить письменный запрос. Но все мои коллеги знают: получить от чиновников быстрые ответы на запросы - как летом снега дожидаться...
Впрочем, ситуацию удалось хоть как-то прояснить в облздраве. Выяснилось: госфинансирование беременных сокращают не из-за того, что государству жалко денег на них, а потому, что большинство из них достаточно здоровы.
- Это раньше железосодержащие препараты раздавали всем беременным подряд, - сообщила руководитель отдела охраны здоровья матери и ребенка управления здравоохранения ЗКО Сара ЕСПАНОВА. - Но время не стоит на месте, и ВОЗ дает врачам все новые рекомендации. Сейчас в Казахстане действует приказ Министерства здравоохранения и социального развития, в соответствии с которым железосодержащие препараты бесплатно выдают только тем женщинам, у кого подтверждена анемия средней и тяжелой степени. Таких женщин у нас немного, соответственно, расходы на содержание этой статьи сокращаются. Всем остальным применение таких препаратов не только не полезно, но даже вредно! Если у женщины все в порядке со здоровьем, для чего ей пить лекарства?
На вопрос, почему же будущим роженицам все-таки рекомендуют покупать железосодержащие препараты за свой счет, Сара Токановна ответила, что здесь речь идет, скорее всего, об анемии легкой степени. А в этих случаях министерством бесплатная госмедпомощь населению не предусмотрена. Реплика Еспановой про здоровый организм и вредоносность лекарств, как вы понимаете, повисла в воздухе.
- Зачастую анемию легкой степени просто невозможно выявить визуально, только анализ крови покажет, - объяснил один из частных уральских гинекологов. - Но я вам скажу: анемия даже первой степени чревата весьма неприятными последствиями - задержкой внутриутробного развития ребенка, гипоксией плода, преждевременной отслойкой плаценты и так далее. Я уже не говорю о токсикозе, низком давлении и повышенном риске кровотечений. Лечить анемию нужно обязательно. Если не лечиться, легкая анемия почти неизбежно перейдет во вторую степень.
И в завершение еще немного занимательной статистики. В 2014 году (более свежей информации на этот счет найти не удалось) 60 процентов женщин фертильного возраста в Казахстане страдали анемией той или иной степени. Но, судя по всему, на ЗКО данные республиканской статистики не распространяются. Например, в том же 2014 году из 12 085 беременных железосодержащими медпрепаратами в нашем регионе было обеспечено только 1985, или всего 16 процентов. И с тех пор в области количество анемичных женщин неуклонно снижается! В 2015-м из 12 233 беременных анемия подтвердилась только у 1142 (9 процентов), а за первые 8 месяцев этого года из 8790 - лишь у 735 (8 процентов). Глядишь, года через два по-настоящему анемичных женщин в ЗКО может уже и не остаться...
Вот таким получился итог моего мини-расследования: от большинства беременных, нуждающихся в железосодержащих лекарствах, наше государство с подачи Всемирной организации здравоохранения просто открестилось, легко выведя их за рамки ГОБМП. Или я ошибаюсь?
Злата УДОВИЧЕНКО, фото с сайта vkarpinsk.info, Уральск