3832

Здоровье не купишь - слишком дорого

Что будет с ценами на лекарства и как выжить тем, кому они необходимы

После того как тенге отпустили в свободное плавание, глава государства в ходе совещания в Астане предупредил: решение о девальвации казахстанской валюты не должно негативным образом касаться простых граждан. Местным исполнительным органам было поручено не допустить необоснованного роста цен, и чиновники старательно мониторят стоимость товаров народного потребления. И если с продуктами дела обстоят более или менее нормально, то ситуация на фармацевтическом рынке складывается патовая.
23 августа аким Алматы Бау­ыржан БАЙБЕК посетил несколько торговых точек, в их числе аптеку на пересечении улиц Ауэзова и Габдуллина. Там мэра встретили представители фармацевтических ассоциаций, которые признались: сдерживать цены на лекарства в течение даже одного месяца нереально, поскольку, мол, аптечного запаса хватит всего на пару дней. Правда, при этом градоначальнику подсластили пилюлю: по словам руководителя департамента комитета контроля медицинской и фармацевтической деятельности г. Алматы Майры УКИБАЙ, до конца года будет действовать меморандум по сдерживанию цен на 200 наименований лекарственных средств и изделий медицинского назначения, подписанный весной министром здравоохранения и социального развития Тамарой ДУЙСЕНОВОЙ и руководителями фармацевтических ассоциаций Казахстана, который, по мнению чиновников, позволит обуздать рост цен на лекарства из списка.
Чтобы понять, так ли это, я внимательно изучила приложение к этому меморандуму, в котором указываются наименования лекарств и предельно допустимые розничные цены. И убедилась, что составлен документ весьма хитро: максимально возможная цена, заложенная в нем, на деле намного превышает реальную! То есть изначально при подписании меморандума в нем были предусмотрены запредельно высокие цены - надо думать, чтобы у фармацевтов был простор для маневра.
Простой пример: я длительное время покупаю для сына антигистаминный препарат кетотифен, который в течение нескольких месяцев стоил приблизительно 450 тенге, а примерно за неделю до того, как тенге “поплыл”, подорожал до 750 тенге. В меморандуме же сказано: предельная цена на кетотифен - 875 тенге. То есть стоимость этого препарата увеличилась практически вдвое, при этом оставаясь в пределах допустимой.
Обзвонив аптеки, я выяснила: цены на некоторые препараты уже выросли. Причем даже на те, о которых идет речь в том самом “сдерживающем” меморандуме, в частности на линекс, мезим, фестал, декарис. Но поскольку меморандум давал фармацевтам определенную фору, цены пока остаются в пределах допустимых. Что касается лекарств вне этого списка, то, по словам фармацевтов, подорожали такие препараты, как кардио­магнил, трахисан, овесол, урсосан, актовегин, инсти-чай и другие.
И это еще цветочки: по словам сотрудника одной из дистрибьюторских фирм, цены на лекарства местного производства должны были взлететь в начале этой недели. Что касается импортных препаратов, которые закупают за валюту, они будут дорожать по мере истощения старых запасов.
Почему подорожают даже отечественные препараты, объяснила президент общественного фонда “Амансаулык” Бахыт ТУМЕНОВА:
- Казахстан по обеспечению лекарственными препаратами остается импортозависимой страной. Лет 5-7 назад у нас было соотношение отечественных и импортных лекарств 10 процентов к 90. Пару лет назад говорили, что 30 процентов отечественных, 70 импорт­ных. Но это не так. 30 процентов - это упаковки, а не сами лекарства. Наши местные фарм­компании чаще всего не выпускают собственные лекарства, а таблетируют, расфасовывают или делают упаковки, а сырье покупают за границей. Те препараты, которые мы сами производим,
они не первой необходимости и не самые дорогие. Я предполагаю, что сегодня отечественных лекарств не более 17-18 процентов, а остальное все - импортное, привязанное к долларовому эквиваленту. Современные лекарства, которые нужны для лечения самых тяжелых заболеваний, остаются импортными. Поэтому несмотря на все кампании по исполнению поручения главы государства не допустить роста цен, власти все равно не смогут их удержать.
Роста цен на лекарственные препараты опасается и председатель общества инвалидов “Зам Зам” Руслан МАМУТОВ. Если сейчас не предпринять экстренные меры по поддержке социально уязвимых слоев населения, говорит он, больные люди из этой категории начнут умирать от различных заболеваний, так как не смогут позволить себе лечение.
- Сейчас сферу здравоохранения ждет “голод”, - говорит Руслан Мамутов, - поскольку очень много людей получают льготные лекарства бесплатно - это диабетики, онкобольные и т. д. А бюджет, который был принят в начале года, не предусматривал девальвацию. Поэтому средств на закупку льготных лекарств до конца года явно не хватит. Надо пересматривать бюджет, а иначе люди просто начнут умирать от осложнений, не имея доступа к лекарствам. Думаю, что не всем будут выдавать специальные средства вроде протезов или ортопедической обу­ви, которые тоже закупаются за рубежом. Многим, думаю, откажут в курортно-санаторном лечении. Я не знаю, что мы, инвалиды, будем делать, мы и так стоим на грани нищеты.

Мадина АИМБЕТОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

P.S. На прошлой неделе мы отправили в Министерство здравоохранения и социального развития (МЗСР) официальный запрос, в котором поставили перед профильным ведомством следующие вопросы: какие будут приняты меры по сдерживанию цен на лекарственные препараты и медицинские изделия, реализуемые в аптеках? Планируется ли внесение корректировок в бюджет в связи с изменением цен на закупаемые за рубежом дорогостоящие лекарственные препараты, выдаваемые больным социально значимыми заболеваниями в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи (ГОМБП)? В ответе МЗСР за подписью вице-министра Алексея ЦОЯ на первый вопрос шла речь об уже упомянутом выше меморандуме, за исполнением которого следят территориальные департаменты комитета контроля медицинской и фармацевтической деятельности и местные исполнительные органы.
“Согласно ежедневной отчетной информации из регионов цены на 200 позиций меморандума не превышают зафиксированных цен”, - говорится в ответе МЗСР.
Ответ на второй вопрос гласит: цены на жизненно важные лекарственные средства, закупаемые в рамках ГОМБП, зафиксированы и будут сохраняться до конца года.
Между тем 2 сентября пресс-служба МЗСР распространила сообщение о том, что с 2016 года казахстанцы смогут приобретать лекарственные препараты по более низким ценам в связи с началом функционирования общего рынка лекарственных средств и медицинских изделий для стран Евразийского экономического союза.
“Это обеспечит казахстанцам доступ к эффективным лекарствам по более низким ценам за счет конкуренции между производителями из всех стран ЕАЭС”, - говорится в пресс-релизе.
Конкуренция - это, конечно, хорошо. Только вот о лекарствах, произведенных в Армении или Киргизии, мало кто слышал. Чуть получше дела обстоят в России и Белоруссии, однако широко развитой фармацевтической промышленностью они тоже не славятся. А посему вряд ли наши граждане, в основном пользующиеся препаратами, произведенными в дальнем зарубежье, будут готовы ставить на себе эксперименты. Да и с учетом понижения курса нацвалюты говорить о понижении цен весьма сложно.

Перечень основных лекарственных средств и изделий медицинского назначения
(из приложения 2 к меморандуму по сдерживанию роста цен на лекарственные средства от 30 марта 2015 года)

 

 

 

 








Поделиться
Класснуть