2582

Неизлечимо... здоров

В Усть-Каменогорске местная медкомиссия лишила молодого человека инвалидности, приняв совершенно парадоксальное решение: парень вроде как здоров, но не может получить врачебный допуск ни к одной специальности по... состоянию здоровья! Вот так горожанина лишили на­дежды получить заработок, и он оказался без средств к существованию.

22-летний житель областного центра Илья САФОНОВ (на снимке) в течение многих лет страдает от неконтролируемых эпилептических приступов. Проб­лемы у молодого человека начались еще в детстве: мальчишкой Илья получил серьезную травму головы, после чего его и начала беспокоить падучая.
- Мне определили третью группу инвалидности, по которой я получал пособие, - рассказывает парень. - Но когда я прошел медико-социальную экспертизу в этом году, инвалидность сняли. Хотя недуг никуда не делся.
Для Ильи решение врачебно-трудовой экспертной комиссии стало сродни шоку - его состояние здоровья не позволяет трудиться в офисе, а уж о работе на предприятиях или в сфере обслуживания и говорить не приходится.
- Специалисты отдела медико-социальной экспертизы №2 объ-яснили, что не могут дать инвалидность из-за того, что обращения в “скорую” стали редкими, - излагает свою версию событий Илья. - Кратковременные приступы у меня случаются от одного до трех раз в день. Просто я уже приспособился справляться с ними самостоятельно. Потому “скорую” родственники не вызывают. Зачем лишний раз дергать врачей? Пока бригада медиков доберется до нашего дома, пройдет немало времени. Я успеваю прийти в себя. Но пару раз в месяц бывают более серьезные приступы. Тогда без медицинской помощи мне не обойтись! Однажды прихватило прямо в автобусе, врачи неотложки потом рассказали, что я перепугал всех пассажиров. Бывает, падаю прямо на улице. К счастью, рядом всегда оказывается кто-то, кто набирает “103”.
Как пояснили парню эскулапы, причин для лишения его инвалидности несколько. И тут же огорошили: врачи уже давно не регистрировали у пациента каких-либо приступов.
- В больнице я прохожу специальный курс лечения, от которого действительно становится легче, - поясняет Илья. - Однако после выписки приступы возвращаются. Я бы и рад пойти работать, но с таким недугом это проблематично. Перед трудоустройством нужно пройти профосмотр и получить допуск к работе у врача. Но доктор такого разрешения не дает. Я отучился на автослесаря по госпрограмме, но работать по специальности не могу, потому что есть риск получить травму при очередном приступе. Даже дворником работать нельзя: упаду посреди дороги и, не дай бог, попаду под колеса автомобиля...
Илья поначалу едва не впал в жуткую депрессию: мол, все - пропал! Но затем взял себя в руки и решил пойти против системы: обжаловать решение специалистов отдела медико-социальной экс-пертизы №2.
В департаменте по контролю и социальной защите Восточно-Казахстанской области в курсе возникшей проблемы. И постарались разобраться в непростой ситуации.
- Илья Сафонов 30 апреля при очередном переосвидетельствовании в отделе медико-социальной экспертизы №2 инвалидом не признан, - рассказали журналистам в ведомстве. - Он сразу же выразил свое несогласие с этим решением, и мы перенаправили его документы на дополнительное рассмотрение в отдел методологии и контроля медико-социальной экспертизы нашего ведомства. Дело в том, что количество приступов эпилепсии, по данным формы №88У, которую готовят лечащие врачи, расходилось с количеством приступов, о которых говорил сам Илья. Поэтому мы направили эту форму на доработку в лечебное учреждение, где наблюдается парень. Медики дополнили документ, указали, что у парня действительно бывают малые приступы, указали все имеющиеся у него функциональные нарушения, и все встало на свои места. Уже 4 мая Илье вернули третью группу инвалидности. То есть в данном случае нарушений со стороны нашего ведомства не было. Возможно, врачи упустили ряд деталей из-за большой загруженности.
Каждый восточноказахстанец имеет право обжаловать решение отдела медико-социальной экс-пертизы в месячный срок, если считает, что оно неверно. Но такие обращения у нас редки. Количество пересмотренных дел в нашем департаменте не превышает 0,8 процента. При том что допустимая норма в Казахстане - 3 процента.
Илья Сафонов признается, что возобновленная инвалидность вернула ему единственный источник дохода - пособие в 19 тысяч тенге. Теперь парень не останется без средств к существованию.
- Такие ситуации, к сожалению, не редкость по всей стране, - комментирует ситуацию правозащитница Анель ЖУНУСОВА. - Каждый год, согласно информации объединений людей с ограниченными возможностями, от излишней бюрократии и не­справедливых решений со стороны чиновников страдают несколько сотен человек. Инвалиды редко идут отстаивать свои права, считая, что добиться им ровным счетом ничего не удастся. Вообще, проблему можно было бы исправить, если бы в стране действовал специальный телефон доверия для инвалидов, где опытные юристы смогли бы рассказать этой особой категории граждан об их правах, специфике законов. Но ведь это дорого! - язвит Анель. - Проще забрать у человека инвалидность: и казна целее, и проб­лем никаких...

Евгений ФОМИНЫХ, фото Юлии ГОРБАЧЁВОЙ, Усть-Каменогорск

Поделиться
Класснуть