2692

Где тесты, там и протесты

Пока в мире одна за другой страны легализуют марихуану, казахстанское МВД намерено закрутить гайки в вопросе употребления наркотиков. Одной из мер может стать проверка школьников и студентов на употребление дури. Об этом заявил министр внутренних дел Калмуханбет КАСЫМОВ.

На прошлой неделе на правительственном часе в мажилисе с участием главы МВД много говорили о наркотрафике, конопле и Шуской долине (см. “План Назарбаевой”, “Время” от 14.1.2014 г.). Как бы между делом Калмуханбет Касымов заявил: МВД планирует ввести обязательное или добровольное тестирование на наркотики школьников и студентов, а также госслужащих и работников, чья профессия связана с повышенной степенью опасности.
- Существующий уровень нар­котизации населения нас не может устраивать. На учетах в органах здравоохранения состоит чуть более 40 тыс. потребителей нар­котиков, из них 3 тыс. женщин и 1,7 тыс. несовершеннолетних. Но, по утверждению экспертов, официальная статистика состоящих на учете наркобольных далека от реальности, - заявил министр.
При этом глава МВД признал бессилие спецслужб повлиять на наркотрафик.
- Сегодняшняя ситуация такова: несмотря на предпринимаемые усилия, пограничная служба, таможенные органы все же не могут пресечь поток наркотиков через наши границы. И в этом плане небезосновательны утверждения российских коллег о том, что основная часть героина попадает к ним через территорию нашей страны, - заявил Калмуханбет Касымов.
Что примечательно, депутаты никак не отреагировали на предложение проверять школьников и студентов на предмет употребления наркотиков.
- Эта идея родилась года три назад, и к ней я всегда относилась крайне негативно, - делится мнением правозащитник Жемис ТУРМАГАМБЕТОВА (на снимке). - Со стороны силовиков это экстренное решение вопросов. Но обязательное тестирование - насильственный путь. Если и внедрять его, то только на добровольной основе. А вообще бороться с детской наркоманией надо другим путем - просто занять детей. В советское время было много кружков по интересам, работали спортивные секции - с детьми тогда занимались. Сейчас же ребенок предоставлен сам себе даже в семье.
А вот глава фонда “Улагатты Жануя” Марианна ГУРИНА (на снимке) в целом - за инициативу МВД. Однако боится перекосов в исполнении.
- Думаю, проблема с наркоманией остро стоит в нашей стране и сейчас молодеет, - говорит она. - Важно обнаружить проблему на первых сроках, потому что сейчас родители и дети отдаляются друг от друга. И папа с мамой не всегда могут вовремя увидеть, что происходит. Думаю, детей нужно проверять, но важно продумать, в какой форме. Ведь школьников могут из класса строем повести на проверку. И если вдруг кто-то употребляет нар­котики и кто-то из учителей и врачей не будет тактичен, то эта информация станет достоянием общественности. Тестирование должно быть строго конфиденциальным по отношению к родителям и детям.
Психиатр-нар­колог, председатель общественного фонда “Помощь” Игорь ВАСИЛЕНКО (на снимке) видит в обязательном тестировании нарушение прав ребенка.
- Так как учащиеся не являются сотрудниками какого-либо учреждения, где проверки на нар­котики обязательны, то без согласия родителей учащихся не имеют права просто так тестировать, - говорит Игорь Викторович. - Учебные заведения могут проверять учеников только в том случае, если родители учащегося подписали соответствующее разрешение. Приказ МВД не является разрешением на тестирование. Если школа будет проводить обследование без ведома родителей, просто ссылаясь на указ какого-то ведомства, я как родитель устроил бы скандал, несмотря на то, что сам нарколог. Это нарушение прав человека.
- А если тестирование будет добровольным?
- Я знаю, как это делают “добровольно”: просто сгоняют всех школьников в туалет. Например, в наркологиях забор мочи делается в присутствии сотрудника медучреждения. А теперь представьте, сколько у нас школьников в стране! Это сколько же надо набрать врачей, чтобы они стояли рядом с каждым писающим мальчиком. Причем эти тесты всегда будут неидеальными по одной причине - один мальчик, чистый, будет мочиться в четыре баночки. Те школьники, которые покурили травку, ничего сдавать не будут. И в чем тогда смысл траты огромных средств на тестирование? И тем более какой эффект мы от этого получим? Чтобы просто родители знали о ребенке - наркоман он или нет? Тогда надо, чтобы папа с мамой дома эти тесты делали своему чаду. Так будет гораздо эффективнее и целесообразнее.
А вот президент фонда по защите прав пациентов “Амансаулык” Бахыт ТУМЕНОВА (на снимке) не видит конечной цели такого тестирования.
- Если выяснится, что ребенок принимает нар­котики, что с ним смогут сделать? - задается она вопросом. - Просто тестированием мы проблему не решим. Сегодня больше сил и средств надо тратить на профилактику и борьбу с наркотрафиком. Почему МВД этим не занимается? Надо заполнять идеологический, моральный вакуум. А пока эта пустота заполняется наркотиками, религиозными сектами и прочим. Чиновникам надо на другие педали нажимать. А тестирование - тупиковый ход, борьба с ветряными мельницами.
Мы обратились к нескольким депутатам, чтобы узнать их мнения на этот счет. Но все они как один заявили, что не готовы открыто выступить по теме.
А пока Казахстан думает, в России законодательно уже введено добровольное тестирование школьников. Там, кстати, статистика более реальная, чем в Казахстане. По словам главного нарколога Минздрава Евгения БРЮНА, в школах России с наркотиками знаком минимум каждый десятый ребенок, в вузах эта цифра доходит до 30 процентов.
Первых результатов такой повсеместной проверки еще нет, но тестирование уже активно критикуют. Например, основатель фонда “Город без наркотиков” и мэр Екатеринбурга Евгений РОЙЗМАН заявил: тестировать школьников на наркотики неэффективно. Оказывается, многие вещества, которые употребляют сегодня школьники, проверкам не поддаются.
Также Ройзман уверен, что директора школ заранее могут предупредить учеников о предстоящем тестировании, чтобы избежать скандалов. И тогда все эти проверки пойдут коту под хвост.


Виктор БУРДИН,фото Романа ЕГОРОВА и коллаж Владимира КАДЫРБАЕВА, Алматы

Поделиться
Класснуть