22538

Да это не мой ребёнок!

В таких пакетах приходят результаты теста.

По мировой статистике, каждый шестой мужчина не является биологическим отцом ребенка, которого он воспитывает.  В Казахстане, исходя из практики центров, проводящих тесты ДНК, другая цифра: примерно 20 процентов исследований говорят о том, что сделавший ДНК-анализ мужчина растит неродного ребенка.

В Алматы работает несколько центров, в которых предлагают услуги по проведению ДНК-теста. Стоит он в среднем 65 тысяч тенге. Большинство лабораторий отправляют материалы, собранные здесь, в Россию. Услуги самые разные: от создания генетического паспорта до установления отцовства еще до момента рождения ребенка. Тема эта с подачи российских ток-шоу, делающих рейтинги на программах, посвященных теме “Кто же отец ребенка?”, набирает популярность и у нас.
- Только в нашу клинику в месяц обращаются 15-18 таких клиентов, - говорит кандидат медицинских наук Халифа ДЖАРДЕМОВА (на снимке). - Чтобы сделать ДНК-тест, специалисты берут соскоб с внутренней стороны щеки стерильной ватной палочкой. Эти материалы упаковывают в конверт и отправляют в Россию. Через две недели приходят результаты. Причем некоторые клиенты проходят такое исследование несколько раз: например, один мужчина делал ДНК-тест на установление отцовства сразу на троих детей. Оказалось, что все они его родные.
Чаще всего тест проводят, когда ребенок еще совсем маленький. Некоторые приходят в клинику сразу после выписки из роддома. Кто-то ждет пару-тройку лет, не верит в свое отцовство сам или идет на поводу у родственников.
- К нам обращаются не только мужчины, но и сами женщины, а еще чаще бабушки со стороны отца ребенка, - рассказывает Анна АНДРИЯНЕНКО, менеджер по работе с клиентами. - Иногда они приходят сами, приводят с собой мужей и очень хотят доказать, что внук, которого они растят, им неродной. Главная причина: не похож. Мы делаем ДНК-тест на установление родства: берем материалы у бабушки с дедушкой и ребенка, а потом сравниваем данные. Одна из клиенток была уверена в том, что воспитывает чужую внучку, из-за того что девочка родилась инвалидом. Бабушка говорила: “У нас все в семье здоровые. Не наша это девочка”. Но тест подтвердил обратное. И даже после этого многие продолжают стоять на своем. Однажды к нам обратился мужчина, который был уверен в том, что воспитывает своего ребенка. Пришел он лишь для того, чтобы доказать это своим родственникам - они твердили, что жена малыша нагуляла. Этот человек сдал ДНК-тест. Через некоторое время пришли результаты, в которых было написано: “Вероятность отцовства ноль процентов”. Мужчи­на расстроил­ся - родственники оказались правы.
Впрочем, некоторые относятся к происходящему с юмором. Особенно это касается тех случаев, когда дама пытается наверняка установить, кто именно является отцом ее ребенка. Даже врачи удивляются тому, что многие женщины не знают, от кого ребенок: они уверены в одном, а выясняется другое. На факт установления отцовства мужчины реагируют по-разному: одни искренне радуются, другие, напротив, не скрывают разочарования.
- Одна из наших клиенток - 18-летняя девушка, которую воспитывала только мама, решила узнать, кто ее отец, - рассказывает Анна. - Она выяснила имя и адрес этого человека, нашла его и все ему рассказала. Он решил сделать ДНК-тест, который подтвердил, что эта девушка его дочь. Мужчина был очень расстроен.
Бывают и весьма курьезные случаи. Однажды в клинику обратилась женщина, которая хотела доказать, что ее дочери-двойняшки родились от разных отцов. Доктора уверяют, что теоретически это возможно, если у дамы в течение короткого промежутка времени были половые контакты с разными мужчинами. Причем клиентка была уверена, что у ее детей, родившихся в один день, два разных папы. Но оказалось, что это не так.
- Она огорчилась, - вспоминает Андрияненко. - Конечно, мы не стали расспрашивать почему. Мы не вмешиваемся в частную жизнь и никогда не вдаемся в подробности.
- Недавно появилась новинка: тест на измену. Клиентам предлагают принести “улики” - нижнее белье или простыню с пятнами семенной жидкости. Из нее выделяют ДНК, а потом при помощи еще одного анализа определяют, кому она принадлежит. Реально ли установить факт измены по следам, оставшимся на белье или простыне?
- Я считаю, что этот анализ не вполне достоверен, - говорит Халифа Джардемова. - Не знаю, насколько на него можно полагаться.

Комментарий в тему

Главный специалист по медицинской генетике Министерства здравоохранения РК, профессор Гульнара СВЯТОВА:

- Исследования ДНК у нас проводят в Научном центре акушерства и гинекологии, при котором работает республиканская медико-генетическая консультация, в одном из частных центров, а также в центрах судебной медицины. Все они имеют соответствующие сертификаты и разрешения. Я не могу сказать точно, сколько в Казахстане частных клиник, которые сотрудничают с российскими лабораториями, и не берусь рассуждать о достоверности их исследований. Они выполняют роль диспетчера, отправляя материалы в другую страну. Человек, который решил провести такое исследование, должен обратить внимание на надежность того центра, в который он собирается обратиться, выяснить, насколько там соблюдаются все юридические нормы, проверить сертификаты. К сожалению, в наше время многое поставлено на коммерческие рельсы, поэтому подходить к этому вопросу нужно очень ответственно. 

Адвокат Айман УМАРОВА: 

- Юридическую силу имеет лишь то ДНК-исследование, которое проводится по решению суда. Это одно из доказательств, которое используется в процессе установления биологического отцовства. Назначает такую экспертизу суд, и он же определяет место ее проведения. Как правило, это происходит на базе центров судебной экспертизы Министерства юстиции РК. Сдать анализы обязаны и мужчина, и женщина. Если же предполагаемый отец не делает этого, то его отказ учитывается в пользу стороны истца, то есть женщины. Результаты исследования напрямую возвращаются в суд, где их и оглашают. Конечно, мужчина, если он хочет, может сделать ДНК-тест и в частном порядке - так сказать, для себя.  

Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть