4250

Спасти или спастись?

Эксперты продолжают спорить о причинах падения МиГа-31 под Карагандой. В первые часы после аварии наши вое­начальники ее причиной поспешили назвать некачественный ремонт военной машины, проведенный не так давно на Ржевском авиаремонтном заводе. Однако до сих пор нет официальных данных о том, что на самом деле случилось с МиГом, специально созданная комиссия еще не дала своего заключения. По просьбе газеты “Время” бывшие военные летчики Вячеслав КОЗЛОВ и Тимур РЕШЕТНИКОВ объясняют, что могло произойти во время полета и как часто ломаются самолеты после ремонта.

Напомним, это случилось всего за несколько дней до первого боевого парада подразделений казахстанской армии, прошедшего 7 мая. Хотя, по официальной версии, командир экипажа Марат ЕДИГЕЕВ и штурман Руслан ГАЛИМЗЯНОВ не должны были участвовать в маневрах, крушение истребителя заметно подпортило настроение генералов перед праздниками.
- МиГ-31, конечно, сложен в управлении, но достаточно наде­жен, - говорит Вячеслав Козлов (на снимке слева). - Я бы сказал, что на сегодняшний день это самый боеспособный истребитель, возможно, даже в мире, особенно его крайняя (авиаторы сознательно избегают слово “последняя”. - М. К.) серийная модификация МиГ-31БМ. При всем моем уважении к истребителям типа Су-27, МиГ-29 и их производным.
- Отличная техника, - вторит ему Тимур Решетников (на снимке справа). - Общее количество аварий МиГа-31 значительно меньше, чем Су-24, которым мне довелось управлять. Никогда не слышал, чтобы летчики ругали этот истребитель, хотя, впрочем, это и не принято в нашей профессии. МиГ-31 в данный момент проходит модернизацию до варианта МиГ-31БМ. Потенциал, заложенный изначально в этот авиакомплекс, позволит эксплуатировать данный тип самолета, думаю, лет 10. Как истребитель дальнего перехвата он не имеет аналогов.
Авиакатастрофа произошла из-за отказа системы управления, заявила казахстанская сторона. Но при этом летчикам удалось увести истребитель от населенного пунк­та. Как можно и можно ли вообще управлять самолетом, потерявшим управление?
- Сложнейшая система управления самолетом состоит из многих подсистем, - говорит Вячеслав Козлов. - Вполне возможно, что при отказе какой-либо ее части летчик может управлять положением машины как привычным образом, так и нестандартными способами: изменением тяги двигателей, управлением педалями по каналу крена, выпуском или уборкой полетной механизации (закрылки, предкрылки), выпуском или уборкой тормозного щитка и так далее. А что произошло в конкретном случае - должна установить комиссия по расследованию.
- Бывали случаи, когда при час­тичной потере управления летчики даже умудрялись сохранить самолет, - вспоминает Тимур Решетников. - Так, например, Герой России Роман ТАСКАЕВ посадил МиГ-АТ, несмотря на то что в полете у него отказала система дистанционного управления. Он смог сесть в аэропорту вылета за счет уменьшения оборотов двигателя. Об этом даже снят небольшой фильм.
Наверное, самый драматичный вопрос: нужно ли было уводить самолет на безопасное расстояние от населенного пункта? Может быть, пилоту стоило подумать о спасении собственной жизни? По мнению Вячеслава Козлова, чаще всего в сложной ситуации летчик в первую очередь спасает самолет:
- Летчик не задумывается, куда упадет машина - на детский садик или в чистое поле. В критической ситуации он работает - спасает самолет и себя. Когда внутри самолета становится страшнее, чем снаружи, он его покидает. Правда, частенько бывает уже поздно...
- Летный состав очень неохотно покидает самолет, это факт, - соглашается Тимур Решетников. - Хотя многим из нас, еще будучи курсантами, доводилось слышать от инструкторов: “Самолет - это всего лишь кусок железа, а человеческая жизнь бесценна. Пока ты покидаешь его, завод уже сделал другой самолет”. Нас всех учили, что в сложной ситуации надо катапультироваться. Нет смысла ждать, что все наладится. Хотя бывали случаи, когда пилот уводил самолет от населенных пунктов, но крайне редко. Я слышал, что в Белоруссии командир Ту-22 заставил экипаж катапультироваться, а сам продолжал тянуть через город. Покинул борт слишком поздно и погиб. К сожалению, чаще всего происходит наоборот - летчик пытается до последнего спасти технику.
Еще один важный вопрос, не дающий покоя нашим экспертам: почему МиГ-31, совсем недавно отремонтированный в России, вдруг потерял управление? Увы, происшествия с техникой, только что возвращенной в строй, случаются довольно часто.
- К сожалению, самолеты ломаются и после сервисного обслуживания, - говорит Вячеслав Козлов. - Особенно часто это происходило в 90-е. Отказы были, есть и, наверное, увы, будут. Вы же не можете гарантировать на 100 процентов, что у “Мерседеса”, только что сошедшего с конвейера, не откажет какой-либо механизм? Кстати, я сам гонял авиатехнику во Ржев на ремонт, принимал ее, даже одно время помогал заводчанам облетывать самолеты после ремонта.
- Делать скоропалительные предположения, из-за чего разбился МиГ, я бы не стал, - говорит Тимур Решетников. - Все-таки заключение должна дать комиссия по расследованию авиакатастрофы. Был случай, когда экипаж с огромным трудом совершил посадку в аварийной ситуации. К счастью, обошлось без человеческих жертв. Президент страны, в которой случилась эта история, тут же поспешил назвать летчиков героями. А потом выяснилось, что экипаж своими безграмотными действиями довел ситуацию до абсурдной и аварийной.


Михаил КОЗАЧКОВ, фото из архива Вячеслава КОЗЛОВА и Тимура РЕШЕТНИКОВА, Алматы

Хроника авиакатастрофы

23 апреля 2013 года около 22 часов 45 минут во время проведения учебно-тренировочного полета в районе села Просторное Шетского района Карагандинской области потерпел крушение истребитель МиГ-31 под управлением полковника Марата Едигеева и штурмана майора Руслана Галимзянова.
25 апреля на специальном брифинге в Астане командующий силами воздушной обороны (СВО) Вооруженных сил Казахстана генерал-лейтенант Алексей СОРОКИН назвал действия летчика Марата Едигеева правильными:
- Он совершил героический поступок, не дав самолету упасть на населенный пункт.
Тогда же была озвучена версия, что причиной аварии стал некачественный ремонт истребителя, проведенный на 514-м авиаремонтном заводе во Ржеве (Россия) в декабре 2012 года.
- МиГ-31 был на гарантийном обслуживании, срок которого составляет два года. За все эти два года за него несет ответственность завод, который производил капитальный ремонт. Теперь он будет обязан возместить весь ущерб, который был нанесен, - сказал командующий СВО.
26 апреля российская компания “Авиаремонт” выступила с заявлением, в котором подчеркнула:
“Учитывая, что расследование катастрофы только началось, делать какие-либо выводы о причинах падения самолета пока что преждевременно и некорректно. Мы расцениваем подобные заявления как давление на комиссию, занимающуюся расследованием катастрофы МиГа-31 под Карагандой 23 апреля текущего года”.
13 мая за проявленное мужество полковник Марат Едигеев посмертно награжден орденом “Айбын” первой степени. Штурман Руслан Галимзянов награжден орденом “Айбын” второй степени.

Поделиться
Класснуть