На мамин паёк разинули роток
Несколько лет назад глава государства, обращаясь к народу Казахстана, говорил: “Мы для улучшения демографической ситуации не жалеем денег, чтобы в Казахстане женщины смелее рожали, а мужья их сильнее любили”.
Однако последние события заставляют усомниться в том, что государственный аппарат, законодательная власть услышали и осознали эти слова президента.
17 февраля 2013 года вступили в силу поправки в законодательство об обязательном социальном страховании, которые грозят взорвать все казахстанское общество. Многие беременные женщины, которым в 2013 году предстоит стать мамами, пребывают в глубоком стрессе: решение урезать декретный паек было принято кулуарно, без широкого обсуждения в обществе.
Речь идет о статье 23-1 Закона Республики Казахстан “Об обязательном социальном страховании”, которая устанавливает верхний порог пособия по беременности и родам из средств Государственного фонда социального страхования женщинам, чей доход превышает 10-кратный размер минимальной заработной платы в размере 186 600 тенге. По данным президента ГФСС Алмаза Курманова, таких женщин в республике всего 1,2 процента, или 30 тысяч человек.
Новые нормы закона, которые в обществе уже оценены как антисоциальные, предусматривают максимальную выплату женщине за четыре месяца декретного отпуска чуть больше 700 тысяч тенге. Хотя до вступления в силу данных поправок эта категория женщин получала в два, а то и в три раза больше.
Но на детях экономить нельзя! Ведь те средства, что выплачиваются роженицам из средств ГФСС в качестве пособия по беременности и родам, расходуются на достойное обеспечение новорожденных малышей хорошими условиями жизни, пока мамы находятся в отпуске по уходу за ними и не имеют иных источников дохода.
Представляются кощунственными и разжигающими социальную рознь выступления некоторых депутатов и главы ГФСС Алмаза Курманова, которые утверждают, будто высокодоходная группа рожениц, получающая высокие выплаты по беременности и родам, чуть ли не “объедает” низкодоходную.
Не выдерживает никакой критики объяснение президента ГФСС о причинах мер, принятых на снижение выплат для высокодоходной части рожениц. Из его выступлений в СМИ следует, что из-за значительных выплат “высокодоходным” роженицам, которые составляют 22 процента от всех выплат по беременности и родам, Государственный фонд социального страхования обанкротится к 2027 году. Хотя, по признанию самих чиновников, механизм обязательного социального страхования, действующий в стране, несовершенен.
Но при чем здесь мы, будущие родители? Мы доверили управление государством высокопрофессиональному менеджменту, чья работа оплачивается из перечисляемых нами налогов. А в итоге мы стали заложниками чиновничьей некомпетентности и недальновидности.
Наши семьи, которым за первые тяжелые годы независимости удалось вырастить свой бюджет до уровня выше среднего, добились достатка собственным трудом.
Многие из нас ради создания благополучной семьи получили несколько высших образований, без сна и отдыха ковали свое счастье собственными руками. Мы стали тем самым средним классом, за счет налоговых отчислений которого формируется республиканский бюджет и реализуются социальные проекты. И сегодня мы хотим взаимности, хотим быть услышанными.
Большинство из нас - самодостаточные женщины, которые по тем или иным причинам в вопросах воспитания детей вынуждены рассчитывать только на свои силы. И сегодня мы хотим только одного: рожать детей, которые станут достойными гражданами нашей Родины! Увы, теперь многие из нас будут вынуждены отказаться от этой идеи. Потому что отсутствие дохода в декретный период лишит нас возможности гасить ипотечные кредиты. Потому что у многих из нас уже есть дети, и они каждый день хотят кушать. Потому что в стране не по дням, а по часам растут тарифы на оплату коммунальных услуг. Да в конечном счете потому, что наши малыши в первые годы жизни нуждаются в материнской ласке, заботе и любви, а законодатели сознательно толкнули нас на то, чтобы уже в первые месяцы после родов мы вынуждены были работать.
Сокращение выплат пособий по беременности и родам - пусть и части женщин - выглядит еще более циничным на фоне вала коррупции в стране, когда миллиарды тенге, выделенные на реализацию государственных программ, бесследно исчезают в карманах чиновников!
Мы не верим, что благополучие четырех коммерческих банков страны, которые получили государственную материальную помощь из средств Национального фонда, стране намного важнее, чем несколько десятков тысяч матерей!
Мы не верим, что строительство горнолыжного курорта “Кок-Жайлау”, которое обойдется государству в 450 миллионов долларов, стране намного важнее, чем несколько десятков тысяч матерей!
Мы считаем, что материнство в нашей республике не должно быть “наказанием по классовому признаку”.
В конце концов, попытка чиновников переложить бремя расходов по содержанию рожениц на работодателей провальна по своей сути. Во-первых, право доплачивать беременной сотруднице - это не обязанность. Во-вторых, никто не даст гарантии, что в стране не начнется волна повсеместных увольнений женщин детородного возраста вне зависимости от их профессиональной ценности.
Вы спросите, работаю ли я? Да, я работаю, 24 часа в сутки, 7 дней в неделю, 365 дней в году. Я - МАМА! Каждый день я няня, сторож, учитель, повар, подруга, доктор, психолог. Я не могу взять отпуск по болезни. Терпение мое безгранично, как тюбик зубной пасты, - оно никогда не заканчивается полностью.
Но никому не советую проверять это.
В скором будущем дважды мама Александра САРЖАН, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы