1620

Формула педагогики

Сегодня государство принимает немало мер для поддержки школьных учителей и повышения их статуса. Параллельно с этим педагоги сталкиваются не только с новыми возможностями, но и с вызовами: влияние цифровизации на учеников, обновленная учебная программа и в целом формирование мировоззрения молодого поколения. Какие решения находят современные педагоги? Об этом корреспондент “Времени” поговорила с учителем начальных классов школы-гимназии №91 Астаны Галиной Владимировной ТРАКСЕЛЬ.

Формула педагогики

- В нынешнем послании народу Казахстана президент Касым-Жомарт ТОКАЕВ поручил продолжить работу по привлечению в педвузы талантливой молодежи. Какие меры для этого необходимы?

- Сегодня мы наблюдаем постепенное восстановление престижа профессии педагога. Государство приняло несколько мер, таких как повышение заработной платы, внедрение программ профессиональной подготовки и повышения квалификации, улучшение условий труда. Для полного восстановления статуса педагога необходимо создавать более привлекательные социальные условия, возможности для карьерного роста и научной работы в школе.

Помимо этого важно модернизировать педагогическое образование, внедрять новые методы преподавания, технологии и подходы, чтобы все соответствовало требованиям современного мира. Кроме того, нужно поощрять участие молодых учителей в научных и образовательных проектах, давать возможность стажировок за границей и поддержки инновационных методов обучения. Профессиональные конкурсы, гранты, программы дополнительного образования и повышение квалификации должны стать доступнее.

- Каков, на ваш взгляд, уровень подготовки педагогов? Чего лично вам не хватило в процессе обучения в педвузе?

- Сегодняшний уровень значительно вырос. Мы получали хорошие теоретические знания, но не хватало более практико-ориентированных дисцип­лин, которые готовили бы нас к реальным вызовам школы. В тео­рии все казалось ясным, но в реальности, особенно в первые годы, сталкиваешься с совершенно другими задачами: управление классом, создание мотивации у детей, работа с родителями… Это те аспекты, где приходилось учиться на собственных ошибках. Мне также не хватало более глубокого понимания психологии детей разных возрастов.

В обучении уделялось внимание основам педагогической психологии, но в реальной жизни сталкиваешься с индивидуальными особенностями каждого ученика. Важной областью, которую также пришлось изучать в бою, стали навыки использования новых технологий и цифровых инструментов в обучении. Современные дети требуют интерактивных подходов, и эта сфера стала неотъемлемой частью учебного процесса. Но, несмотря на все шишки, которые приходилось набивать, каждый опыт был ценным, и он помогал мне становиться лучше в профессии.

- Можете сравнить поколение учеников, когда вы только начинали свой профессиональный путь, с нынешним? Как изменились казахстанские дети ментально, нравственно, интеллектуально?

- Раньше дети казались более дисциплинированными и, возможно, учителя и родители были для них основными авторитетами, а школа воспринималась как главный источник знаний. Современные дети выросли в цифровую эпоху, где информация доступна на расстоянии одного клика. Они более самостоятельны в поиске знаний, быстрее усваивают технологии и могут одновременно решать несколько задач.

Ментально нынешнее поколение более открыто к изменениям, они лучше адаптируются к новым условиям, быстрее учатся и задают больше вопросов. Однако с этим приходит и новое испытание - многозадачность и информационный шум иногда мешают сосредоточиться на глубоком изучении предмета. У нынешнего поколения больше свободы в выражении своих мыслей и чувств, что хорошо, но порой это требует от педагогов более тщательного подхода к воспитанию и формированию у них чувства ответственности.

Сегодня важно научить детей не только знаниям, но и ценностям: уважению к другим, честности, взаимопомощи. Интеллектуально современное поколение очень развито, оно схватывает информацию на лету, и это требует от учителя гибкости и креативности. Тем не менее учащимся часто не хватает глубины и критического мышления, так как современные технологии и быстрый доступ к данным иногда упрощают процесс поиска решений. Поэтому наша задача - научить детей не только получать информацию, но и анализировать ее, размышлять и делать выводы.

- Стало ли сложнее с современными детьми или, наоборот, трудных учащихся сегодня меньше?

- Современные дети более независимы и любознательны, они не боятся задавать вопросы. С другой стороны, из-за постоянного доступа к интернету внимание детей стало более рассеянным, им сложнее сконцентрироваться на одном задании на длительное время. Сложности возникают и в том, что у многих учеников формируется искаженное представление о реальности через социальные сети. Там они видят быстрые успехи, которые не всегда соответствуют реальной жизни, что приводит к снижению мотивации и терпения в учебе.

Я заметила, что дети часто ожидают быстрых результатов и разочаровываются, если не получают их сразу. Однако я не могу сказать, что трудных учащихся стало больше или меньше. В моей практике был случай, когда ученик, активно увлекающийся компьютерными играми и социальными сетями, начал показывать резкий спад в успеваемости. Он становился более закрытым, перестал участвовать в групповых проектах и терял интерес к учебе. С родителями мы выстроили работу по ограничению времени на гаджеты, ввели стимулы за успехи в учебе, и уже через несколько месяцев ситуация начала улучшаться. Это пример того, как цифровая среда может повлиять на мотивацию детей, но при правильном подходе можно вернуть их в учебный процесс.

На изменения в поведении учеников также влияют социальные и экономические условия. Улучшение уровня жизни и урбанизация способствуют тому, что дети становятся более амбициозными, у них больше возможностей для саморазвития. С другой стороны, это создает и новые вызовы: дети часто испытывают так называемое давление успеха, необходимости соответствовать высоким стандартам, что может вызывать стресс.

- Сейчас многие родители и эксперты критикуют образовательную программу за ее перегруженность, несоответствие возрасту учащихся. Что вы можете сказать по этому поводу?

- Критика образовательной программы - это болезненная тема, особенно для тех, кто находится на передовой образовательного процесса: учителей, родителей и самих детей. Я согласна с тем, что программа порой перегружена и не всегда соответствует возрастным возможностям учеников. Например, во 2-3-х классах детям приходится осваивать достаточно сложные математические и естественно-научные концепции, которые в других странах изучаются позже, когда когнитивные способности учеников уже более развиты. Этот подход “галопом по Европам” действительно приводит к тому, что у детей нет времени на усвоение материала. Они часто запоминают его поверхностно, без глубокого понимания.

К тому же слишком большое количество информации может привести к снижению интереса к учебе, эмоциональному выгоранию уже на начальных этапах школьного обучения. Одной из главных проблем я вижу фрагментарность программы и отсутствие четкой методологии. Темы часто связаны между собой слабо, и дети не всегда видят логическую последовательность. Это особенно заметно в предметах естественно-научного цикла, где не выстроена четкая линия от простого к сложному. А новая информация преподносится без достаточного времени на закрепление предыдущего материала.

Кроме того, не всегда учитываются индивидуальные особенности и темпы обучения каждого ребенка, что приводит к отставанию одних и переутомлению других. Поэтому необходимо снизить перегрузку, сделав программу более гибкой и соответствующей возрасту учащихся. Следует больше внимания уделять не объему информации, а ее качеству и глубине усвоения.

Например, использовать проектные методы, когда дети могут работать над одной темой дольше и глубже, что позволит им лучше понять материал. Я бы также предложила создать больше интеграции между предметами, чтобы ученики видели взаимосвязь, например между математикой и физикой, историей и литературой. Это поможет им формировать целостную картину мира, а не просто запоминать разрозненные факты. Очень важно включить в программу больше практических занятий, которые помогут детям закреплять знания через опыт.

- Государство и общество сегодня видят в учителях не просто ретрансляторов знаний, но и наставников молодого поколения, формирующих его мировоззрение. Как современному учителю реализовывать эту миссию?

- Я стараюсь создавать в классе атмосферу доверия и взаимного уважения. Использую разные методы, чтобы вовлечь детей в процесс обучения. Например, часто делюсь своим личным опытом, показывая, как справляться с трудностями и решать задачи, с которыми они могут столкнуться в жизни. Мы обсуждаем истории известных личностей, их достижения и жизненные уроки. Это помогает детям увидеть реальные примеры преодоления препятствий.

Игры и викторины, которые я провожу, помогают развивать командную работу, навыки коммуникации и решать проблемы в игровой форме. Мне важно, чтобы дети учились принимать разные точки зрения и уважать мнение других, что способствует их личностному росту.

Еще одна сложная задача - раскрыть детские таланты. Я стараюсь наблюдать за ними в разных ситуациях. Часто дети раскрываются не на уроках, а в процессе игр, проектов, даже обычных бесед. Один из моих приемов - давать ученикам возможность пробовать себя в разных видах деятельности. Это могут быть творческие мастерские, проектные работы, исследовательская деятельность, участие в мероприятиях, где каждый может проявить себя с новой стороны. Еще один лайф­хак - создавать ситуации успеха. Дети очень чувствительны к похвале и поддержке, поэтому важно хвалить даже за маленькие успехи. Это мотивирует их продолжать развиваться.

- Сегодня все чаще говорят о том, что решение зачислять детей в школу с 6 лет было ошибкой, потому что в этом возрасте они не готовы к учебе. Что вы думаете по этому поводу?

- Физическое и психологическое развитие в шестилетнем возрасте очень индивидуально, и не каждый ребенок способен адаптироваться к требованиям школьной программы. Переход к систематическому обучению может стать для них стрессом, особенно с учетом усложняющейся программы. В таком возрасте дети больше нуждаются в играх, движении и развитии эмоциональной сферы. Если обучение начинается слишком рано, есть риск, что ребенок не сможет полноценно адаптироваться и это повлияет на его дальнейшую мотивацию к учебе.

Однако многое зависит от того, как организован образовательный процесс. Если учитель применяет игровые методы, делает акцент на развитии через движение и творчество, то даже шестилетний ребенок может успешно адаптироваться к школе. Очень важно также создавать комфортную среду, где ребенок чувствует себя безопас­но и где учитываются его индивидуальные особенности.

Лэйла ТАСТАНОВА, фото из личного архива Галины ТРАКСЕЛЬ, Астана

Поделиться
Класснуть