712

МВД не карательный орган

Как защищают закон, предотвращают преступления и устраняют их последствия? Может ли любой казахстанец и гость нашей страны чувствовать себя в безопасности?

МВД  не карательный орган
Фото Веры ОСТАНКОВОЙ.

Почему в правовом демократическом государстве граждане не только оскорбляют стражей правопорядка, но и посягают на их жизнь (за годы независимости от рук преступников погибло более 800 сотрудников МВД)? Как самый честный полицейский из Шымкента оказался вымогателем и взяточником?

Об этом нашим читателям рассказал начальник департамента собственной безопасности (ДСБ) МВД Арман САДАНОВ.

За годы независимости нашей страны полиция научилась эффективно реализовывать главные задачи: обеспечение прав, свобод и законных интересов граждан, охрана общественного порядка и борьба с преступностью. Создана нормативная база, основанная на принципах уважения прав и свобод человека, чести и достоинства граждан, на принципах демократии и равенства. Успешно работают новые службы и подразделения, ежегодно укрепляется материально-техническая база и улучшается социальное положение сотрудников, перенимается передовой мировой опыт.

- Замечу, репрессивные и карательные функции уступают место задачам обеспечения правопорядка и общественной безопасности, профилактики и контроля над преступностью, предоставления широкого спектра полицейских услуг населению. Полицейские решают и вопросы повышения профессиональных компетенций, уровня правосознания и профессиональной культуры. И утверждать, что МВД - это карательный орган, как это делают некоторые диванные критики, неправильно, - подчеркивает мой собеседник.

В МВД сегодня максимально упростили порядок обращения и практически свели на нет контакты с гражданами при оказании государственных услуг.

Например, создание новой полиции позволило упорядочить сферу регистрации и учета преступлений. Повсеместно введена услуга по выдаче заявителям электронного талона-уведомления, что позволяет гражданам через интернет, мобильное приложение или SMS-сервис отслеживать ход своих заявлений. Проще говоря, как в прежние времена, вашу жалобу в корзину не выбросят, а примут все необходимые меры, потому что гражданин имеет возможность отслеживать путь своего заявления.

В МВД стали активнее взаимодействовать с общественностью: внедряются дополнительные коммуникации для консультирования граждан по вопросам оказания полицейских услуг - единый сall-центр. Одновременно работает и телефон доверия МВД 1402, куда можно сообщить не только о вымогателях в погонах. На этот круглосуточный номер могут позвонить и полицейские. Например, рассказать об ущемлении их прав начальниками, поговорить о житейских проблемах, быть услышанными штатными психологами МВД.

- Было поручение министра внутренних дел Ержана САДЕНОВА нашей службе. Речь прежде всего о комплексной поддержке каждого сотрудника, его защите, сохранении боеготовности при исполнении служебных задач, поэтому морально-психологическому климату в ведомстве сейчас уделяется особое внимание. Кроме того, внимание вопросам развития полиции уделяется на постоянной основе. Это совершенствование мастерства, институт наставников, учения, осваивание новых технологий и многое другое, - рассказывает Арман Саданов.

В МВД обучают полицейских вежливому общению с гражданами, умению контролировать свое поведение и оперативно реагировать на критические ситуации и правонарушения. Как известно, ни один министр не застрахован от незаконных действий своих сотрудников. Полицейское министерство не исключение: за минувшие полгода только в ДСБ поступило 1310 различных обращений. По словам генерала Саданова, ни одна жалоба не укрывается от регистрации. Если полицейский нарушил закон, то поговорка “Ворон ворону глаз не выклюет” в данном случае точно не сработает.

- Мы тщательно разбираемся не только для того, чтобы наказать или уволить сотрудника, важнее понять причины и условия, дойти до истины. Полицейские, ежедневно работая с людьми, иногда вынуждены применять спецсредства или оружие. Закон дает нам такое право, ведь нередко пьяные водители сбивают сотрудников, срывают погоны, избивают. Только в этом году было возбуждено 538 уголовных дел о насильственных действиях в отношении полицейских, посягательстве на их жизнь и об оскорблениях. Практически все нарушители понесли наказание. Еще почти 300 жалоб на полицейских рассмотрели - все уголовные дела были прекращены, невиновность сотрудников была полностью доказана и согласована с прокуратурой, - продолжает Арман Амангельдиевич.

Справедливости ради отметим: некоторые стражи правопорядка для собственного пиара используют соцсети. Экс-командир роты патрульной полиции ДП Шымкента Азамат АИМБЕТОВ был героем интернета: отказывался от миллионных взяток и не платил дань начальникам. Резал правду-матку о коррупции в системе и стал чуть ли не народным борцом с ней. Но недавно капитана Аимбетова осудили на семь лет... В это невозможно поверить, но в приговоре суда говорится: за вымогательство и получение взятки.

- Такие нерадивые сотрудники еще встречаются в нашем ведомстве и даже не думают, что тень от их незаконных действий падает на весь личный состав, честно и профессионально выполняющих свой долг по охране благополучия граждан. По­этому задача ДСБ - объективно разобраться в ситуации, обеспечить законность и прозрачность принимаемых решений. У нас есть все правовые рычаги, чтобы навсегда исключить из наших рядов тех, кто нарушил присягу. Недавно на коллегии ведомства глава МВД перед нашей службой поставил важную цель - жестко пресекать все правонарушения среди личного состава. Вопрос профилактики правонарушений является одним из приоритетных и находится на особом контроле министра, - уверяет генерал Саданов.

Еще одним подтверждением открытости ведомства является внеочеред­ная аттестация по указу главы государства. Впервые в составы таких комиссий вошли представители прокуратуры, КНБ и антикоррупционной службы. Председатель Центральной аттестационной комиссии - глава МВД, региональные возглавили его заместители. Процесс собеседования фиксируется на аудио и видео.

Компьютерное тестирование на знание законов кандидаты проходят в Агентстве по делам госслужбы - это очередное новшество. Таким образом, считают в МВД, обеспечивается максимальная объективность и прозрачность решений аттестационных комиссий.

Сегодня в полицейском министерстве реализуют комплекс программ антикоррупционной, кадровой, идеологической и имиджевой работы. Восстановлен институт наставничества. В ДСБ создали управление превенции, задача которого - мониторинг всех процессов. Усилена ответственность руководителей всех уровней по профилактике правонарушений и по соблюдению подчиненными служебной дисциплины и законности. Разработан алгоритм принятия заблаговременных превентивных мер в отношении сотрудников, нарушивших дисциплину или намеревавшихся совершить преступление.

В случае выявления подобных фактов потенциальных нарушителей увольняют, их прямые начальники привлекаются к персональной ответственности. Только за истекшие полгода из рядов полиции уволены по отрицательным мотивам 74 сотрудника, шестеро - руководители подразделений. И хотя по линии ДСБ наблюдается некоторое снижение фактов коррупции или превышения полномочий, это не повод расслабляться: основным триггером критики являются преступления, совершаемые патрульными и сотрудниками подразделений по противодействию наркопреступности.

- Только силами МВД без помощи сознательных и законопослушных граждан эти проблемы не решить. Есть факты, когда люди, пытаясь избежать ответственности, дают взятки. Есть и нерадивые полицейские, которые берут. Но большинство сотрудников круглосуточно находятся на передовой борьбы с преступностью и защищают права граждан, нередко рискуя жизнью. Именно для таких государство улучшает соцпакеты, что положительно влияет на добросовестное выполнение служебных обязанностей. При возникновении нарушений законности мы всегда даем принципиальную и во многих случаях публичную оценку. Комплексный подход в этом направлении реализуется пилотным проектом по проверке сотрудников на добропорядочность Integrity Check. Полицейские стали более ответственно исполнять свои обязанности, оперативно обслуживать обращения, корректно и вежливо отвечать гражданам - все это принципы сервисной модели и клиентоориентированности МВД, - говорит Арман Саданов.

По данным МВД, с начала года уже проверено 2478 сотрудников и 744 подраз­деления полиции. Значительно увеличилось количество сообщений от самих полицейских об их подкупе. Например, начальник отдела УБОП ДП Акмолинской области написал рапорт в УСБ о том, что ему предложили 500 тысяч тенге, чтобы закрыть дело о притоне.  

- Полицейский - хранитель правопорядка, уполномоченный государством на такую работу, - резюмировал начальник ДСБ. 

Тохнияз КУЧУКОВ, Алматы

Поделиться
Класснуть