3401

Не всякая идея “взлетает”

Агентство по стратегическому планированию и реформам (АСПиР) выложило недавно на обсуждение проект национального плана развития (НПР) до 2029 года. Документ попал под обстрел критики некоторых экспертов, считающих, что в нем нет кардинальных решений для выполнения поручения президента увеличить экономику страны до 450 млрд долларов к намеченному сроку. Председатель АСПиР Жандос ШАЙМАРДАНОВ в интервью “Времени” рассказал, какие преобразования произойдут в Казахстане в обозримом и далеком будущем.

Не всякая идея “взлетает”

- Сегодня на фоне критически изношенной инфраструктуры, спада нефтянки и металлургии оче­видно, что в НПР должны быть заложены глубокие экономические преобразования, чтобы к 2029 году выполнить поручение президента, вдвое увеличив объем национальной экономики. Но, как утверждают некоторые эксперты, разработанный вами документ не отвечает всем этим требованиям, в нем нет решений для экономического рывка. Вы так не считаете?

- Прежде чем ответить на ваш вопрос, давайте разберемся, что за документ национальный план развития страны до 2029 года и каким требованиям он должен соответствовать.

Национальный план определил основные задачи и параметры нового экономического курса страны.

Он отражает стратегическое видение по развитию важнейших отраслей, закладывает основу для кардинальных институциональных и отраслевых реформ, содержит ориентиры по совершенствованию ключевых политик, направленных на обеспечение устойчивого, инклюзивного и качественного развития экономики в условиях новой экономической реальности и текущих глобальных тенденций.

Неотъемлемой частью плана является карта конкретных стратегических показателей. Для их достижения будут приняты меры по формированию новой структуры экономики через повышение ее самодостаточности, диверсификацию, привлечение качественных инвестиций, активное продвижение экспорта, а также через развитие предпринимательства.

Причем данные меры будут основаны на итогах подготовленной нами оценки текущей ситуа­ции в каждой из отраслей экономики. Соответственно, план заложил фундамент для проработки конкретных мер, принятие которых обеспечит удвоение национальной экономики к обозначенному сроку.

В целом в нацплане определено четыре блока, в каждом из которых выделены приоритеты, нацеленные на достижение задач, поставленных главой государства как в предвыборной платформе, так и в других стратегических документах. При этом, как основной задел, в качестве точек роста рассматриваются транспортно-логистический комплекс, агропромышленный комплекс (АПК), цифровая и инновационная экономика, а также туризм.

К примеру, по итогам прошлого года объем экспорта IT-услуг составил 500 млн долларов. Вполне достижимо довести этот объем до 1,5 млрд долларов к 2029 году, для этого нужно предоставить больше свободы и дерегулировать эту сферу. В сфере туризма также имеется значительный потенциал роста, здесь предстоит развивать сервис и инфраструктуру.

- Хорошо, с новыми точками роста понятно. Однако некоторые экономисты, анализируя проект национального плана развития, отметили, что для запуска экономического роста в нем не хватает внетарифных инвестиций и источников повышения платежеспособности населения. Они предлагают такую модель: консолидировать Единый накопительный пенсионный фонд, Фонд соцмедстрахования и Госфонд соц­страхования в национальную социально-страховую накопительную систему, объединив отчисления в них в один платеж. Деньги распределять по накопительным счетам граж­дан с правом использования ежемесячного и долгосрочного лимитов. Государство стимулировало бы рост накоплений граждан, выплачивая на них бонус из средств Нацфонда, а также инвестировало бы средства трех фондов в инфраструктуру и производительные мощности. Как вам такая идея стимулирования экономического роста?

- Эта идея не нова и даже прорабатывалась. На словах все выглядит заманчиво, но, как говорится в пословице, семь раз отмерь, один раз отрежь. Для оценки данной инициативы уполномоченные органы проводили актуарные расчеты, итоги которых показали, что ее запуск имеет риски.

Даже если, допустим, повторно рассмотреть эту инициативу, то следует ответить на вопрос, как консолидировать все накопления, учитывая, что у каждого фонда своя цифровая инфраструктура. Конечно, было бы очень удобно, если бы работодатель одним платежом делал отчисления в разные инстанции. Нужны серь­езные актуарные расчеты, как объединение фондов повлияет на дальнейшую обеспеченность по выплатам. К тому же, если объ­единить все платежи, каждый фонд начнет тянуть одеяло на себя. Появится желание закрывать текущие проблемы. Поэтому, еще раз подчеркну, нужны точные актуарные расчеты. Когда начинаешь в деталях прорабатывать какую-то идею, она не всегда взлетает.

- Тогда за счет каких средств в условиях серь­езного дефицита бюджета и огромного госдолга вы планируете увеличить экономику в два раза к 2029 году?

- Напомню, что нацплан задает приоритеты и ориентиры, которые будут способствовать снижению неопределенности и повышению уверенности для бизнеса. Он закладывает основу для так называемого общественного договора, когда государство гарантирует бизнесу стабильные условия инвестиционных преференций, определенность в налогообложении и других требованиях, а бизнес гарантирует выполнение всех обязательств.

Поэтому помимо бюджетных средств в качестве источников финансирования обозначенных преобразований могут выступать частные инвестиции. Для удвоения экономики уровень инвестиций в основной капитал требуется увеличить с 15 до 23 процентов ВВП.

Это, в свою очередь, будет способствовать увеличению производительности труда в 1,4 раза к 2029 году, что естественным образом отразится и на росте заработных плат. Кроме того, произойдет качественное обновление структуры экономики. В частности, повысится роль таких несырьевых отраслей, как обрабатывающая промышленность и АПК, а доля экспорта продукции среднего и верхнего передела вырастет с текущих 15 до 25 процентов в 2029 году. Но самым главным результатом станет рост ­благосостояния населения.

- В НПР вы делаете ставку на дальнейшее снижение роли государства в экономике. Но стоит ли утверж­дать, что государство - плохой менеджер в социальной по Конституции стране?

- Социальная направленность государства не говорит о том, что должна быть его высокая доля в экономике. Государства могут совмещать социальные и либеральные роли. Наглядным примером являются Скандинавские страны, которые на сегодня признаны наиболее социально ориентированными, но при этом доля госучастия там незначительная. Частный сектор в этих странах играет существенную роль в развитии экономики.

Декларирование необходимости снижения доли участия государства в экономике страны преследует цель обеспечить максимизацию стоимости реализованных активов. Одновременно планируется повысить предпринимательскую активность, а также приток инвестиций.

Следовательно, с точки зрения развития экономики частник зачастую качественнее и эффективнее управляет своим предприятием.

Причем чем больше, например, налоговых поступлений, тем больше возможности для обеспечения благополучия населения.

В целом социальное обеспечение - это конституционная гарантия, поэтому нацплан в качестве одного из приоритетов обозначил создание условий для высокого качества жизни населения.

- А нужны ли вообще Казахстану документы на среднесрочную и долго­срочную перспективу? Не лучше ли пока решать текущие задачи, учитывая, что мы находимся в кризисе, как утверж­дают некоторые экономисты?

- Американский писатель и философ Элберт ХАББАРД говорил: “Чтобы выполнить большой и важный труд, необходимы две вещи: ясный план и ограниченное время”. Думаю, этим все сказано относительно необходимости подготовки стратегических документов на среднесрочную и долгосрочную перспективу.

В целом, чтобы решать текущие задачи, необходимо четко представлять, какое завтра нас ожидает, какие последствия будут от того или иного решения. Поэтому, оценивая текущую ситуацию, всегда следует вырабатывать решения с учетом глобальных трендов. Решение задачи здесь и сейчас, не задумываясь о последствиях, может привести к самым неутешительным результатам. В связи с чем планирование - это очень важный процесс и неотъемлемый элемент управления любого государства.

Если рассмотреть мнения экс­пертов о нахождении страны в кризисе, то этот тезис разбивается о позитивную динамику экономических показателей. Так, по итогам прошлого года темп экономического роста Казахстана составил 5,1 процента. Для большинства стран это отличный результат. Однако не следует расслабляться. Глава государства обозначил амбициозную задачу - обеспечить стабильный и устойчивый рост экономики на уровне 6-7 процентов, для решения которой нам необходимы долго­срочное видение и четкий средне­срочный план.

Документ “Стратегия-2050” разработан в 2012 году и определил 10 вызовов, отдельные из которых сегодня неактуальны. Возникли новые глобальные вызовы, среди них рост геополитической напряженности, формирующей иной уклад мировой экономики. Все более активно в повестку входят вопросы декарбонизации и накладываемые в связи с этим ограничения, что, безусловно, имеет большие последствия для развивающихся экономик. Стремительное развитие новых технологий, таких как искусственный интеллект, кардинально изменит наш привычный жизненный уклад. С учетом этих трендов мы и разработали новый документ “Видение-2050”.

- Почему его решили назвать по-новому?

- Разрабатывая “Видение-2050”, мы изучили опыт ряда стран, таких как Саудовская Аравия, Катар, ОАЭ, Малайзия, ЮАР, Эстония и другие. Прежде чем принять долгосрочные стратегии, они формируют образ будущего: какой будет страна и мир в целом. Исходя из этого видения и формируется последующая стратегия. Иными словами, “Видение-2050” - это навигатор, указывающий, в каком направлении будет развиваться Казахстан в перспективе одного поколения. В свою очередь, национальный план развития до 2029 года задает среднесрочные приоритеты по ключевым направлениям и станет первым этапом на пути к “Видению-2050”.

- Изучение многих действующих документов показывает, что при разработке не учитываются региональные особенности. Решит ли разработанный вами НПР данную проблему?

- В нацплане особое внимание уделено вопросам регионального развития, причем это рассматривается через призму развития пяти макрорегионов. То есть при проработке мер учитывались географическое расположение, экономическая специализация, характер рыночных связей и сис­тема расселения населения.

К примеру, высокие темпы естественного прироста на юге и западе страны вкупе с исторически большой численностью населения на юге указывают на значительный человеческий потенциал данных регионов. В то же время в северном и центрально-восточном макрорегионах наблюдаются низкие темпы прироста населения, являющиеся результатом как более низких показателей естественного прироста, так и высокого уровня миграции.

Наравне с демографическими дисбалансами наблюдаются перекосы экономических показателей между регионами. Принимая во внимание важность равномерного развития регионов, разработчики документа преду­смотрели отдельный раздел, где ключевой приоритет - это обеспечение высокого комфорта и качества жизни.

То есть подразумевается, что города разных уровней станут драйверами экономического развития страны и точками притяжения для жителей. При этом модель экономического развития будет определена для каждого города отдельно на базе детальной оценки их особенностей, конкурентных преимуществ и приоритетных возможностей.

В свою очередь, в моногородах будет продолжена реализация якорных инвестиционных проектов, партнерских программ с градо­образующими предприятиями, а в малых городах - содействие созданию крупных предприятий и поддержке роста существующих.

Что касается сел, то здесь в рамках плана заложена всесторонняя диверсификация сельской экономики, поддержка альтернативных форм занятости, в том чис­ле ремесел, сельского туризма, строительства и недропользования (включая смежные сектора), логистики и промышленности.

- Практически вся реализационная часть национального плана отводится правительству. С принятием этого документа в чем дальше будет заключаться роль вашего агентства?

- Действительно, утвердить среднесрочный план - это часть дела. Куда важнее следовать принятому курсу. И здесь важным элементом станет мониторинг хода его реализации.

Именно эта роль отводится агентству. Во-первых, кто, как не разработчик, может объективно оценить полученный результат. Это также исключает потенциальный конфликт интересов. ­Во-вторых, мы имеем возможность проводить мониторинг на основе данных, которыми располагает официальная статистика. Как вы знаете, Бюро национальной статистики входит в состав агентства, и это усиливает оба института. С одной стороны, повышается независимость статистического ведомства, с другой - мы имеем возможность проведения анализа и разработки реформ на основе микроданных.

Вместе с тем при проведении мониторинга используются и альтернативные источники данных. Активно проводятся независимые опросы с выездом в регионы. Такой подход позволяет, как говорится, пощупать реальность внедрения реформ на практике. Одновременно делается замер ожиданий и реальности.

В результате такого комплекс­ного мониторинга формируются рекомендации, каким образом продолжить реализацию конкретной задачи либо даже предложить реформу определенного направления.

- Как показывает жизнь, государство декларирует много хороших инициатив. Однако зачастую граж­дане не ощущают на себе эффекта от положительных изменений. Скажите конкретно, что даст реализация НПР для всего общества?

- Фундаментальной задачей нацплана является улучшение благосостояния населения. Достигается это путем обеспечения безусловного доступа к базовой инфраструктуре и услугам для всех жителей страны, а также путем соз­дания равных возможностей для раскрытия потенциала каждого гражданина. Приоритеты: повышение качества жизни, а именно здоровья, образования, социальной защиты и доступа к справедливому распределению благ.

Для бизнеса в документе обозначен курс на либерализацию экономики и стимулирование честной конкуренции. Так, закреплены приоритеты, направленные на защиту предпринимательства, гарантирование предсказуемых и привлекательных условий для инвесторов и поддержку бизнес-инициатив.

Для государства важно не просто достичь удвоения экономики, но и обеспечить институциональное развитие всей системы. Так, в НПР заложен вектор на дальнейшее развитие системы правосудия, право­охранительных органов и государственных институтов, что будет способствовать укреплению правовых основ нашего государства.

Лэйла ТАСТАНОВА, Астана

Поделиться
Класснуть