Дополнительный ресурс
Многие казахстанские нормативные акты и законы непонятны порой даже профессиональным юристам, да и пишутся нередко для решения сиюминутных проблем в угоду узким корпоративным интересам. Чтобы навести порядок в законотворческом процессе, в 2020 году по поручению главы государства создали Институт парламентаризма. Его директор Канатбек САФИНОВ в интервью “Времени” рассказал о своем видении решения проблем в законотворчестве.
- В рамках конституционной реформы усилили полномочия и роль парламента. Как в этом контексте изменилась законотворческая работа парламента?
- Конституционная реформа 2022 года затронула многие аспекты деятельности законодательного органа страны, касающиеся как его формирования, так и принципов работы. Депутаты избирались не только по партийным спискам, но и по мажоритарной системе, что обеспечило более широкое народное представительство. Теперь мажилис не просто одобряет законопроект, как это было раньше, а принимает закон. То есть роль и ответственность депутатов за качество принятых законов многократно повысились. И мы уже видим первые результаты: за первую сессию, которая длилась всего три месяца, депутаты разработали и внесли на рассмотрение 28 законопроектов.
- А какую роль в законотворческом процессе играет Институт парламентаризма?
- Он решает две главные задачи: содействовать реализации законодательной инициативы депутатов и обеспечивать экспертно-аналитическое сопровождение законопроектов, инициированных депутатами и правительством. За первую сессию силами института по поручению депутатов разработано девять законопроектов, которые направили на заключение в правительство.
Касым-Жомарт ТОКАЕВ, выступая в июле этого года на заседании национального курултая “əділетті қазақстан - Адал азамат” в Туркестане, обратил внимание на обеспечение качественного экспертно-аналитического сопровождения госполитики. Президент подчеркнул, что в процессе принятия решений должны обязательно учитываться общественные настроения, пожелания и предложения граждан. Эффективность государственного управления во многом зависит от качества аналитического обеспечения. Все это относится к законодательной деятельности. Институт парламентаризма, созданный по поручению главы государства, стремится стать экспертно-аналитическим центром, фабрикой мысли, о которых говорил президент. В этом году институт аккредитован в качестве научной организации, и в наших планах провести масштабные научные исследования по совершенствованию нормотворческой деятельности.
- Какие законотворческие проблемы вы бы выделили?
- Это нормативизм и зарегулированность, или нормативная избыточность. Государство немало сделало для внедрения научной правовой, антикоррупционной, экономической, экологической и иной экспертизы законопроектов. Внесли соответствующие изменения в законы и подзаконные акты, сформировали реестры экспертов, из бюджета выделяют немалые средства на проведение экспертизы. Вместе с тем остаются препятствия для ее эффективности.
Во-первых, разработчики не учитывают мнения экспертов, какими бы обоснованными они ни были. Мы видим это по материалам законопроектов, поступающих в мажилис, в которые обязательно входит заключение экспертизы. Несмотря на мнения специалистов, соответствующие поправки в законопроекты не были внесены.
Во-вторых, надо учитывать, что в ходе обсуждения в стенах парламента законопроекты подвергаются значительным изменениям. Одни нормы заменяют другими, происходит изменение редакций статей, и эти новеллы уже не подвергаются научной экспертизе. Не всегда имеется четкое понимание взаимозависимости между реальными потребностями государственного и общественного развития, планируемыми результатами и принятием законов.
Например, в декабре 2017 года приняли Кодекс о недрах и недропользовании, в котором прежний конкурсный механизм предоставления права недропользования по углеводородам был заменен на новаторский аукционный порядок. Предполагалось, что он позволит привлечь в отрасль новые инвестиции. Однако первый аукцион провели только в декабре 2020 года. То есть три года закон существовал, но в части аукционов не работал.
- Какие решения вы предлагаете?
- Институт парламентаризма поставил цель качественного совершенствования подходов к законотворческой деятельности, которая основывалась бы на принципах инновационности, автономности механизмов и инструментария, дебюрократизации и коренной оптимизации бизнес-процессов, а также прозрачности хода законотворческой работы. Должен существовать единый подход к законотворческой деятельности независимо от того, вносится законопроект в порядке законодательной инициативы депутатов или правительства.
Законопроекты могут быть правительственными и депутатскими, но законы - нет. Все принятые законы обладают равной юридической силой, затрагивают права и обязанности граждан, бизнеса, государства, поэтому и требования к ним должны быть едиными. Сейчас же регламентируется в основном законопроектная деятельность правительства. Необходимо серьезно усилить прогнозирование в законотворчестве.
Проблемы, связанные с качеством законов, с которыми в настоящее время сталкиваются законодатель и правоприменитель, зачастую кроются в поспешности их разработки и принятия, недостаточно глубоком анализе законодательных инициатив. Зачастую в парламент поступают законопроекты, направленные на решение сиюминутных проблем, в угоду узким корпоративным интересам, по которым отсутствуют реальные прогнозы. Во многих случаях прогнозы сводятся к формальным заверениям, что принятие закона не приведет к негативным последствиям, не повлечет увеличения бюджетных расходов или снижения доходов.
Необходимо существенное повышение культуры правотворчества, максимальное использование средств юридической техники, которой, к сожалению, не уделяется должного внимания. Нужно строго следить за выполнением требований закона о языке, изложением нормативных правовых актов, их четкостью и недвусмысленностью. Сейчас многие нормативные акты непонятны даже профессиональным юристам с многолетним стажем, что говорить о простых гражданах! Как можно требовать неукоснительного соблюдения закона, если его смысл до конца непонятен?
- Сейчас многие эксперты говорят об искусственном интеллекте в законотворчестве. Насколько реально его применение в Казахстане?
- Конечно, цифровизация не может не затронуть нормотворчество. Поэтому важно выработать механизмы, чтобы новые технологии работали на благо общества. В законотворческую деятельность надо активно внедрять информационные технологии, в частности искусственный интеллект, инструменты по работе с большим объемом данных. Модернизация законотворческих подходов на основе цифровых технологий позволит упростить законодательный процесс, устранит субъективный подход, облегчит контроль и цифровой мониторинг исполнения законов. Более того, это приведет к оптимизации и дебюрократизации нормотворческой деятельности в целом. Искусственный интеллект способен упростить и унифицировать проведение экспертизы законопроектов, избавить эту деятельность от субъективизма или технической рутинной работы.
Математическое моделирование, выстраивание прогнозов принятия законов, безусловно, должно привести к росту их эффективности. Европейские страны уже обкатывают искусственный интеллект на базе достаточно компактного парламента Греции, аналогичная работа идет в Аргентине. Институт парламентаризма внимательно изучает этот опыт. Осенью ожидается приезд в Казахстан зарубежных специалистов.
Лэйла ТАСТАНОВА, Астана