Эльвира АЗИМОВА: Мы должны видеть граждан с их личными правами
С января этого года в Казахстане начал работу Конституционный суд (КС), призванный оберегать Основной закон страны. На кого можно жаловаться в эту инстанцию? Можно ли записаться на прием к судье КС? Имеет ли право президент возразить на постановление КС? Мы обратились с вопросами к главе этого судебного органа Эльвире Азимовой.
- По данным на 23 января, КС получил 500 обращений от граждан. Через неделю появилась информация, что пять обращений приняты к конституционному производству. Остальные отбракованы?
- На сегодня поступило уже 800 обращений. Если посмотреть историю конституционных судов других стран, то в начале их пути обращений было также очень много. Но у нас высокий процент жалоб, не отвечающих требованиям закона о КС. Такие обращения возвращают и в ответах гражданам разъясняют ошибки.
Например, большинство обратившихся оспаривают судебные решения, требуют пересмотреть приговор, снизить срок наказания, считают, что расследование проведено необъективно, не все доказательства приняты судом, просят истребовать уголовное дело и дать оценку действиям судей. Но такие вопросы не входят в нашу компетенцию.
КС может решить проблему, если человек сомневается в конституционности применяемой судом нормы. То есть заявитель хочет, чтобы конкретное положение закона или подзаконного акта, которое применил судья, было проверено на соответствие Конституции. Нужно четко понимать, что, обращаясь в КС, гражданин может требовать проверки конституционности только закона, а не судебного решения, на основе которого оно вынесено.
- С какими еще вопросами обращаются казахстанцы?
- Есть обращения, в которых люди просят оплатить их задолженность, помочь купить им жилье. Это все заставляет задуматься: почему не сработала та система, которая должна быть востребована у граждан законом? почему казахстанец обратился по вопросам пенсионного обеспечения в КС, а не в Минтруда?
Есть такой инструмент - ежегодные послания КС парламенту, правительству и президенту по проблемам, выявленным в рамках конституционного производства. В них мы в том числе будем анализировать обращения, которые не попали к нашим судьям, потому что некоторые вопросы в обращениях лежат на поверхности и госорганы могли их на первой стадии решить.
- Конституционный суд состоит из 11 судей, но к производству вы приняли только пять обращений граждан. Чем заняты остальные шесть судей сейчас?
- Еще семь обращений граждан находятся на стадии предварительного изучения судьями. Поэтому фактически у каждого судьи как минимум по одному обращению.
Но у нас есть и другая работа. Поскольку КС только начал работу, мы формируем нормативную базу с доступом к публикациям, исследованиям, решениям других органов - не только наших судов, но и международных организаций. Сейчас наши судьи фактически являются многостаночниками. У нас новое здание, поэтому мы и технические вопросы решаем, плюс к нам приходят граждане и просят личного приема…
- А можно записаться?
- Нет, личные приемы мы не проводим. В практике КС других стран также не предусмотрены индивидуальные приемы. Ведь от приема человек ждет не только, чтобы его выслушали, он хочет добиться решения своего вопроса. Мы объясняем, что ни председатель, ни судья не могут на стадии приема гарантировать это, потому что решение принимается большинством голосов судей КС. Причем для всестороннего изучения вопроса нужно время, потому что проблема у человека родилась не вчера, не позавчера. В некоторых обращениях говорят о ситуации, связанной с решениями или приговорами судов более чем восьмилетней давности!
- Обращаться в КС можно в письменной и электронной форме. Наверняка большую часть составляют обращения на бумаге…
- Нет, электронных обращений больше. В основном они поступили через платформу e-Otinish. Электронные обращения очень удобно читать, а бумажные иногда трудно. У некоторых авторов специфический почерк, и уходит много времени, чтобы расшифровать его. Кстати, особенность людей, которые пишут из мест лишения свободы, - очень старательный, понятный почерк, некоторые даже пишут печатными буквами.
- А будут ли транслироваться в интернете открытые заседания Конституционного суда?
- Мы обсуждаем этот момент, я думаю, в этом году решим его. Изучая практику других конституционных судов, где транслируют выступления, в том числе самих заявителей и их законных представителей, мы видим, как это дисциплинирует всех. Но есть и другая сторона - в каких случаях могут использовать изображение человека, например, СМИ? Или в каких случаях соцсети будут использовать изображение человека, особенно детей? Мы обдумываем эти моменты.
- Перед тем как обратиться в КС, должен ли гражданин пройти все инстанции: начать с суда первой инстанции, потом обжаловать в апелляции и дойти до кассации? Или к вам можно напрямую?
- В других странах граждане могут обратиться в КС только после того, как пройдут все инстанции, в том числе Верховный суд. А у нас закон о КС предусматривает прямое обращение в двух случаях. Во-первых, когда гражданин обратился в суд и видит, что судом неправильно применен закон. Это касается также случая неконституционности судебного акта на стадии апелляции, тогда он также может сразу обратиться в КС. Во-вторых, когда, по мнению гражданина, обращение в суд не приведет к каким-либо положительным результатам, потому что сам закон написан в противоречие Конституции. Все основания допустимости обращений регламентированы в статье 45 конституционного закона о КС.
- Можно ли в КС обжаловать нормативные постановления Верховного суда?
- Да, потому что в них Верховный суд как раз разъясняет практическое применение тех или иных законов, обеспечивает одинаковое понимание законов всеми судами. И среди обращений, которые поступили к нам, есть небольшая часть, где люди ставят вопрос о том, что нормативное постановление ВС не соответствует Конституции. Это и будет предметом нашего детального рассмотрения, если мы примем эти обращения в производство.
- Вы рассматриваете каждый принятый депутатами закон на соответствие Конституции до подписания президентом или только в случае возникшего спора и обращения к вам?
- Только в случае возникшего спора и обращения к нам. Возникновение спора является основанием для рассмотрения Конституционным судом вопроса о правильности проведения выборов президента, депутатов парламента и проведения республиканского референдума. А что касается принятых законов, то до подписания президентом мы можем их рассмотреть на соответствие Конституции только в случае обращения правомочных субъектов: президента страны, председателей сената и мажилиса, не менее одной пятой части от общего числа депутатов парламента, премьер-министра. Важно отметить, что КС сам не может инициировать рассмотрение того или иного вопроса.
- Существует ли возможность возражения на постановления КС? Так было в истории нашей страны, когда в 1993-1995 годах существовал первый КС. Его последним делом стал иск от кандидата в депутаты парламента Татьяны КВЯТКОВСКОЙ. Она считала, что проиграла выборы из-за несправедливого деления избирательных участков, нарушавшего Кодекс о выборах. Тогда КС, рассмотрев ее жалобу, объявил парламент нелегитимным. Но на это внесли возражения как президент, так и председатель Верховного совета.
- Нормативные постановления и заключения Конституционного суда вступают в силу со дня их принятия, являются окончательными и общеобязательными на всей территории страны. Закон исключает обжалование названных решений. Ситуация с Квятковской - это уже история, но которую нужно учитывать в дальнейшем развитии КС. И будет ли подобная ситуация в будущем, мы сейчас не можем сказать, потому что к своему рабочему графику КС приступил 4 января, в первый рабочий день 2023 года.
- В законе говорится, что президент и парламент могут отзывать назначаемых ими судей КС только по следующим основаниям: добровольное прошение об отставке, неучастие в КС без уважительной причины и прочие. А простым политическим решением неугодного судью президент или депутаты уволить смогут?
- Нет, не смогут. В законе о КС изложен исчерпывающий перечень оснований. И на фоне того, о чем говорит сейчас президент страны, допущение подобной ситуации - увольнение без основания - станет минусом для всех реформ, которые проводятся.
- Что, если госорган или Верховный суд проигнорирует позицию Конституционного суда? Например, по закону если КС признал нормативный акт не соответствующим Конституции, то правительство должно в течение шести месяцев внести в мажилис новый законопроект, устраняющий противоречие. Что, если срок не будет соблюдаться?
- Постановления КС вступают в силу с даты их принятия. Когда КС объявляет закон неконституционным, он перестает действовать. Когда КС признает законы и международные договоры неконституционными до их принятия, они не могут быть подписаны либо ратифицированы и введены в действие. Признанные неконституционными изменения и дополнения в Конституцию не могут быть вынесены на республиканский референдум или рассмотрение парламента. При этом во всех случаях, пока не будет принят новый закон или нормативный правовой акт, применяются Конституция и решение КС. Если же законодатели игнорируют или не успевают в срок принять новую норму, закон дает нам возможность поднять вопрос о персональной ответственности.
- Имеют ли право обращаться в КС коллективы, например, если им задерживают зарплату?
- В этом случае должно быть обращение не от коллектива какого-то предприятия, а обращение гражданина А., гражданина B., гражданина C. и так далее, которые работают на одном предприятии, потому что закон о КС рассматривает в качестве субъектов именно граждан и только с точки зрения их личных прав. Мы должны разграничить публичный интерес и личный! И, поднимая личные права, мы должны видеть не коллектив, а граждан, которые работают на одном предприятии. Они могут написать совместное обращение, в котором поднять один вопрос, связанный с их личными правами.
Что касается юрлиц, то некоторые поступившие к нам обращения подписаны исполнительным директором, руководителем или управляющим предприятием. Но закон четко оговаривает: должны быть только обращения самих граждан либо их законных представителей. Если права граждан представляет руководитель предприятия, то в уставе этой организации должно быть предусмотрено, что он имеет право представлять интересы граждан. И тогда в обращениях он должен представиться не руководителем, а представителем соответствующих граждан.
- А могут ли в КС обратиться сотрудники правоохранительных органов, у которых очень регламентированная работа?
- Если этот сотрудник поднимает вопрос, связанный с его личными правами и свободами, например с правом на труд, то, конечно, может обращаться. Подчеркиваю: кем бы вы ни были - сотрудником правоохранительных органов, журналистом, врачом, педагогом, даже судьей, речь должна идти именно о ваших личных правах!
Тогжан ГАНИ, Астана