Как ЦОН рождает стон
Еще в декабре 2017 года в республике была утверждена программа “Цифровой Казахстан”. Особая роль в этом документе отведена цифровизации госорганов. Как указано в программе, государство - внимание! - “будет предвосхищать потребности своих граждан в получении услуг, максимально высвобождая время для производительного труда”. Прошло пять лет, и можно констатировать, что программа продвигается с большим скрипом - “цифра” явно буксует.
Летом минувшего года я занялся обновлением просроченных документов на арендованный у государства земельный участок под собственным подземным гаражом. Тогда дело казалось мне простым и быстрым. Лишь побродив несколько месяцев по бюрократическим инстанциям, я осознал, что заблуждался.
Технология мытарства оказалась такой. Сначала в канцелярию акимата города подается заявление с документами по гаражу. Примерно через месяц комитет по земельным отношениям выдает решение специальной комиссии при акиме города и соответствующие документы на аренду земельного участка. Далее надо сдать полученные документы для снятия копий в местное подразделение так называемого электронного правительства. Последний этап - регистрация их в любом ЦОНе, что, как ни странно, тоже требует немалого времени.
По земельному вопросу ходатаю приходится посещать четыре госорганизации в разных частях города! Спрашивается, где в данном случае пребывает хваленое “одно окно” государственных услуг и в чем заключается обещанное чиновниками удобство для граждан? Понятно, что цифровизацией здесь и не пахнет.
Отдельного внимания в системе нынешнего казахстанского бюрократизма заслуживают центры обслуживания населения как главное звено взаимоотношений государства и его граждан.
За все городские центры обслуживания населения говорить не берусь, но ЦОН Турксибского района Алматы оставил удручающее впечатление от нервной сутолоки посетителей и бестолковости служителей. Здесь была путаница номерков электронной очереди в окна ЦОНа, пересылка людей от одного сотрудника к другому, длительное зависание компьютеров и, как следствие, толкотня, шум и крики недовольных клиентов. На каком-то этапе картинка стала напоминать бунт. Тем более что никому из разгневанных граждан не удалось найти руководителей ЦОНа.
Особый разговор о грамотности сотрудников Турксибского ЦОНа. В одном из документов они неверно написали адрес моего гаража. В результате подземное строение виртуально перенеслось из одного района города в другой. Увы, чиновники ЦОНа сочли это мелочью и отказались исправлять запись в бумаге, хотя ошибки в документах имеют свойство неуклонно размножаться и своей совокупностью тормозить систему госуправления. Попытки убедить в этом цоновцев встретили полное непонимание.
Не понимают некоторые сотрудники ЦОНа и роли непременных атрибутов официального документа. Так, под уведомлением №002236188020 от 4 января 2023 года указаны три должностных лица: заместитель директора БЕКТЕНОВ К. А., руководитель управления САУРАНБАЕВ Н. К. и эксперт Полат ТЕМИРХАН. Однако напротив всех фамилий вместо оригинальных личных подписей поставлены одинаковые закорючки, выполненные одними чернилами и явно одной рукой.
Любой достаточно грамотный человек с элементарными правовыми познаниями скажет, что подобное недопустимо, что фальшивые подписи делают документ юридически ничтожным. Но на сотрудников Турксибского ЦОНа и такой аргумент не действует: дескать, какая мелочь, все равно на подписи никто не смотрит!
Не думаю, что в ЦОНе Турксибского района Алматы собраны малограмотные специалисты, скорее, он является типичным государственным учреждением такого рода. Тогда понятно, почему после пяти лет цифровизации тех же центров обслуживания населения ее на практике не видно, хотя бюджетные деньги, и немалые, ЦОНы успешно осваивают ежегодно.
Геннадий ЛУПАРЕВ, доктор юридических наук, Алматы