5524

Каждый выбирает по себе

Накал страстей разгорается вокруг инициативы МВД декриминализировать немедицинское потребление наркотиков. Что ждет Казахстан, если законопроект, смягчающий наказание, будет принят? Мы собрали самые разные мнения экспертов.

Каждый выбирает по себе
Фото Олега Спивака

Первые, кто обеими руками поддерживает отмену уголовной ответственности за употребление наркотиков, - это медики. Они считают, что больного человека нужно лечить, а не сажать в тюрьму.

Сергей Молчанов

- Наркомания - это болезнь. И, как минимум, негуманно, вместо того чтобы больного лечить, на несколько лет отправлять его за решетку, тем самым лишая доступа как к полноценной медицинской помощи, так и к программам по снижению вреда. В тех странах, которые провели декриминализацию наркотиков, идет планомерное снижение количества наркозависимых. Снижаются темпы распространения ВИЧ и гепатита С, - высказал свое мнение директор павлодарского общественного фонда “Doktor S.N”, психотерапевт Сергей МОЛЧАНОВ.

А вот в адвокатском сообществе страны подобную инициативу МВД не одобряют. Причем по разным причинам: некоторые просто уверены в том, что любой наркозависимый рано или поздно все равно преступит черту закона.

Мейрам Ахмедьянов

- Где человеку, который зависим от дозы, постоянно брать деньги на очередную порцию допинга? - вопрошает павлодарский адвокат Мейрам АХМЕДЬЯНОВ. - Особенно если учитывать, что большинство таких людей не работают. Сколько раз я на практике сталкивался с наркозависимыми, попавшимися на кражах! Начинаешь спрашивать о причинах, ответ всегда один и тот же: нужны были деньги на наркотики для себя! Они же делают и закладки наркотических средств. А это уже распространение и, соответственно, более жесткая статья Уголовного кодекса. Поэтому мое мнение по поводу предложения заменить уголовную ответственность за немедицинское потребление нар­котиков на административную крайне негативное. Это приведет к разгулу преступности.

Другая же часть адвокатов, выступающих против декриминализации, считает, что население воспримет это как вседозволенность.

Алексей Кочкаров

- Немедицинское потребление наркотиков и так растет в стране со страшной силой. А если его еще и декриминализировать, то, боюсь, ситуация с распространением дури еще более усугубится. Мое мнение: немедицинское потребление наркотиков ни в коем случае разрешать нельзя! Другое дело - предусмотреть побольше послабляющей альтернативы, чтобы в некоторых случаях суд, например, имел возможность применить к подсудимому в целях его социализации условное наказание. Но наказание в плоскости Уголовного кодекса обязательно должно быть. Иначе это приведет к превратному представлению у молодого поколения казахстанцев о том, что наркотики не опасны, - считает карагандинский адвокат Алексей КОЧКАРОВ.

Сообщая о разработке двух законопроектов, предусматривающих смягчение наказания за немедицинское потребление нар­котиков, начальник управления департамента по противодействию наркопреступности МВД Бахытжан АМИРХАНОВ не стал вдаваться в объяснение ново­введения. Между тем очень любопытно узнать, какого эффекта ожидают от законопроекта его разработчики. Если цель - сэкономить бюджет, который на содержание одного заключенного тратит почти миллион тенге в год (именно такие данные привела в прошлом году депутат мажилиса Айжан СКАКОВА), то выгода, честно говоря, получается сомнительная.

Те же деньги, если не больше, уходят на лечение наркозависимых, которое, кстати, в Казахстане получают в том числе и в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи. Разве что только с превентивной системы финансовая нагрузка перейдет на здравоохранение. При этом практически с минимальной пользой.

По словам доктора Молчанова, сегодняшний эффект от лечения в обычной наркологической клинике не превышает шести процентов, и то “по большей части за счет внутренних резервов самого больного, решившего начать здоровый образ жизни”, а вовсе не из-за каких-то медицинских достижений в сфере наркологии. 30-40 процентов эффективности лечения наркозависимости дает лишь комплекс терапевтических процедур вкупе с психотерапией, причем на высоком уровне. Но это уже совсем другие деньги.

Если с помощью декриминализации поставлена задача уменьшить количество наркозависимых по принципу “сладок только запретный плод, а бананы и яблоки даром никому не нужны”, то некоторые эксперты проводят параллель с рынком алкоголя. Во времена сухого закона в СССР его криминализировали. Тогда люди стали травиться суррогатами, продающимися из-под полы. То есть эта мера принесла больше вреда, нежели пользы. На это и уповают те из сторонников декриминализации потребления наркотиков, кто исходит из принципа, что из двух зол надо выбирать меньшее.

Ажар Гиният

Однако существуют официальные исследования, согласно которым во времена сухого закона в Союзе умерло на два миллиона людей меньше, чем в другие годы, когда этого закона не было. А когда спиртное разрешили, то употреблять его меньше не стали. Кстати, Минздрав поделился последними исследованиями ВОЗ, согласно которым Казахстан по уровню потребления алкоголя занимает 10-е место в мире.

- Уровень потребления алкоголя для казахстанских мужчин составляет 25 литров в год, а для женщин - порядка 9 литров. К сожалению, по этому показателю Казахстан относится к странам с высоким уровнем потребления алкогольных напитков, - сообщила министр здравоохранения Ажар ГИНИЯТ.

Так что теория запретного плода не работает.

А вот когда государство смягчает наказание за употребление наркотиков в личных целях, то оно как бы показывает свое собственное отношение к наркотикам, предоставляя своим гражданам свободу выбора и воли. Никто не против свободы воли как таковой, в принципе. Но когда она выражается в выборе человека употреблять или не употреблять наркотики, то есть абсолютная уверенность, что этот выбор человек волен делать сам только на необитаемом острове. А в обществе ни у кого не может быть права употреблять наркотики. Оказаться в такси, которым управляет водитель под кайфом, вряд ли кому-то придется по душе. К тому же не нужно забывать, что свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого.

Ирина ВОЛКОВА, Павлодар

Поделиться
Класснуть