3179

“Я хочу, чтобы народ был счастлив сегодня, а не завтра”, - сказал 16 марта в своем послании казахстанцам президент Касым-Жомарт ТОКАЕВ. И кое-что в этом направлении уже начинает получаться. Причем довольно необычно. Например, решение главы государства создать три новые области для восстановления исторической справедливости в практическую плоскость перейдет не раньше июня, но многие уже сейчас счастливы только от самой перспективы нового административно-территориального деления страны.

Победа здравого смысла
Коллаж Владимира КАДЫРБАЕВА.

Люди плакали от радости

Почетный гражданин Жезказгана Толеген БУКУРОВ говорит, что новость о создании Улытауской области с центром в Жезказгане была воспринята очень эмоционально. Люди еще ничего не увидели, не получили, но уже радуются тому, что их многолетние чаяния услышаны.

Заслуженный инженер-металлург, председатель совета ветеранов корпорации “Казахмыс”, член общественного совета Жезказгана Толеген Нурмухамбетулы рассказал нашему корреспонденту о надеждах, которые питают его земляки вследствие появления нового региона.

- Наверное, был какой-то смысл, когда в условиях кризиса 25 лет назад Жезказганскую область присоединили к Карагандинской. В ту пору было много сложностей, веерные отключения электро­энергии, отопление нерегулярно давали. До этого Жезказган, хотя и считался малочисленным, был благополучным городом, чистым, - вспоминает ветеран. - Но с годами мы немножко отстали. Я часто бываю в южных краях, в Караганде и столице. Везде строительство идет, города и окрестные населенные пункты хорошеют. А наш регион - Жезказган, Сатпаев, Каражал, поселки Карсакпай, Жез­ды, Кайратты, Жайрем - не особо развивался. Будто был богом забытый…

По словам Букурова, новость про возвращение исторической справедливости никого не оставила равнодушным.

- Я видел даже слезы на глазах моих земляков! - рассказывает Толеген Букуров. - Не знаю, каким будет территориальное разделение, но хочется верить, что руки теперь дойдут и до сельской местности, до бывших совхозов. Раньше у нас их было порядка шестидесяти, а ныне большая часть из них лежит на боку… Полагаю, теперь начнет развиваться индустрия, оживится работа сельских хозяйств. И самое главное, надеемся, что молодежь перестанет уезжать в поисках счастья в другие регионы. А многие земляки, думаю, захотят вернуться в родные края.

В целом - положительно

Разделение огромного региона на два поможет повысить эффективность управления. Людям от этого станет удобнее в повседневной жизни, да и местной власти будет легче решать проблемы тех или иных населенных пунктов.

Талдыкорганцы помнят, к чему привело упразднение в 1997 году Талдыкорганской области. Для многих это стало трагедией, временем упадка в экономической и культурной жизни. Отсутствовали газ и электричество. Хорошо, что этот период продлился сравнительно недолго, а не так, как для жителей Жезказганской и Семипалатинской областей, - четверть века.

- Я тогда родила дочку Саю. Из роддома вернулась в холодную, без газа и света квартиру! - вспоминает корреспондент “Времени”. - Благо соседи нашего много­квартирного дома в одном из микрорайонов были радушными. Не дали пропасть. Всем подъездом той устроили: на улице в казане мясо сварили, самовар растопили… Помню, как пеленки на костре сушили. Тогда тысячи жителей в поисках лучшей жизни стали уезжать в Алматы и Астану, а многие вообще из Казахстана. Квартиры в областном центре отапливались буржуйками.

Но и это люди сумели пережить. В 2001 году Талдыкорган стал областным цент­ром Алматинской области. Теперь талдыкорганцы задаются вопросом: не повторится ли все это после разделения области на две новые?

Так сложилось, что все крупнейшие предприятия находятся в окрестностях Алматы. Значит, все налоги будет получать новая Алматинская область с центром в Капшагае. Конечно, это даст импульс для появления новых точек роста в регионе. Но как будет развиваться экономика Жетысу?

Секретарь маслихата Илийского района Роза АБИЛОВА считает, что нам надо пересматривать систему финансирования регионов.

- От того, как развиваются регионы, зависит развитие страны в целом, - говорит Роза Абилова, перефразируя слова президента из послания 2021 года “Сильные регионы - сильная страна”.

Она верит: раз глава государства принял это решение, которое наверняка не было сиюминутным, то государство все просчитало.

Ну а в целом население пока еще единой области надеется на лучшее будущее.

Проекты семейского масштаба

Еще нет никакой конкретики по новой Абайской области. Пока неясно, повторит ли она границы бывшей Семипалатинской или ее территория окажется иной. Но жители региона уже строят планы на будущее. Причем планы эти исключительно радужные. Оно и понятно, ведь упразднение области в 1997 году привело к стремительному упадку региона.

Среди фатальных последствий того решения, как считает член общественного совета Семея Николай ИСАЕВ, - окончательный развал градообразующих предприятий и мощный отток квалифицированных специалистов из всех отраслей. По его словам, жители региона уверены, что только возвращение статуса областного центра способно реанимировать Семей.

- Выстраданная мечта сбылась - глава государства объявил о создании Абайской области с центром в Семее! Эту новость люди встретили всеобщим ликованием, - рассказывает о реакции земляков Николай Исаев. - Но после всплеска эмоций жители региона озадачились: на какие средства будет существовать новая область? Ведь поводом для упразднения Семипалатинской области стало то, что регион, являвшийся центром убыточной в 1990-х годах легкой промышленности, стал дотационным.

С тех пор Семей стали называть “большим базаром”, а неоднократные попытки властей наладить крупные производства зачастую заканчивались провалом. Не повторится ли эта история в новой Абайской области?

- Когда определялись границы Семипалатинской области, учитывались все нюансы. И тут не нужно изобретать велосипед, а просто сделать, как было. Несмотря на развал, произошедший в 1990-х годах, экономические связи между Семеем и сельскими районами, входившими в упраздненную область, по-прежнему сильны, - считает Исаев, который вместе с другими семейскими общественниками 25 лет стучал во все двери, чтобы восстановить область. - Если Абайская область территориально повторит Семипалатинскую, будет шанс возродить знаменитый беспрерывный цикл производства, который и вытащит нас из экономической ямы. Сельские районы упраздненной области обеспечивали сырьем целый ряд гигантов легкой промышленности Семипалатинска. Семипалатинский мясокомбинат прославился не только на весь СССР, но и на страны соцлагеря своими колбасами и тушенкой! Кожа и шерсть шли на переработку на кожмехкобинат, фабрику первичной обработки шерсти, камвольно-суконный, валяльно-войлочный комбинаты, обувную и перчаточную фабрики… Восстановив всю экономическую цепочку, можно возродить производства и дать новые рабочие места.

Николай Исаев считает, что сейчас спасением для региональной экономики станет то, что в 1990-х годах было ее ахиллесовой пятой:

- Это легкая и пищевая промышленность! В то время к нам хлынул из-за рубежа поток ширпотреба и продуктов. Все это было низкого качества, зато дешево. Наши предприятия, включая трикотажную фабрику, чулочно-носочный комбинат, швейную, не выдержали конкуренции и были ликвидированы. Сейчас в связи с мировым кризисом другая ситуация. От ставки на продуктовую безопасность и производство продукции легкой промышленности наш регион может только выиграть, пройдя путь от дотационного региона до региона-донора. Для этого на первом этапе нужны налоговые преференции. В последующем это окупится.

По мнению общественника, возрождению экономической мощи восстановленной области будет способствовать уникальное географическое положение. Еще в 2006 году Семипалатинск наряду с областными центрами вошел в категорию национального уровня как важнейший транспортный узел.

- Немалую роль в экономическом развитии нашего региона может сыграть… наш гравий! Уже в районе Павлодара гравия нет, острый дефицит в нем и в щебне испытывает весь Иртышско-Обский бассейн, где ведется бурное строительство в нефтяных районах. А на нашей территории переизбыток гравия. Добывая гравий в бассейне Иртыша, мы бы одновременно убили двух зайцев. Углубив дно реки, вернули бы ей судоходность. Переправляя водным путем в Российскую Федерацию гравий, мы могли бы возвращаться с сибирским лесом. Это даст перспективу Семею стать основным поставщиком леса для всего Азиатского региона, а также развить деревообрабатывающую промышленность. После повышения судоходности Иртыша может рассматриваться вопрос нахождения казахстанского флота в северных морях для контейнерных перевозок азиатских грузов по пути река - море. А об этом мечтают многие страны! - заключает Николай Исаев.

Ирина МОСКОВКА, Жезказган, Милана ГУЗЕЕВА, Семей, Сандугаш ДУЙСЕНОВА, Талдыкорган 

Поделиться
Класснуть