2294

Либерализация VS жёсткая вертикаль

Итак, свое видение дальнейших политических реформ Касым-Жомарт ТОКАЕВ намерен обнародовать уже в середине марта. В этом контексте вновь становятся актуальными вопросы о структуре и составе депутатского корпуса, стоит ли вернуться к мажоритарной системе парламентских выборов, расширить партийное поле. Корреспондент “Времени” задала депутатам от различных партий несколько вопросов на эти и другие темы.

Либерализация VS жёсткая вертикаль
Мы все хотим жить в таком Казахстане!

Мы решили опуб­ликовать наиболее интересные, по мнению редакции, ответы. Оперативно отреагировали на наши предложения председатель Народной партии Казахстана (НПК), руководитель ее фракции в мажилисе Айкын КОНУРОВ и мажилисмен, член бюро политсовета Nur Otan Ерлан САИРОВ. Им и слово.

О политических реформах

Айкын Конуров:

- При принятии важных решений по реформированию политической системы, на мой взгляд, необходимо в первую очередь исходить из того, что Казахстан - огромное государство с небольшим населением. Нас чуть больше 19 миллионов, но мы занимаем девятое место в мире по земельным ресурсам, располагаем значительными запасами, по некоторым позициям уверенно входим в топ-10. А поскольку сегодня в мире требуется все больше этих ресурсов, значит, битвы за них будут обостряться, и избыточный в плане ресурсов Казахстан уже является невольным участником гибридных войн. Надо учитывать, что гибридные войны за ресурсы имеют в арсенале и механизмы скрытого воздействия на политические силы с целью последующего изменения законодательства в удобном для наших противников формате.

Во всех решениях нам надо ставить приоритетами суверенитет, целостность, независимость, безопасность и экономические интересы нашего государства.

Ерлан Саиров:

- Мы все больше движемся к принципам и стандартам классической западной демократии. Когда речь заходит о политических реформах, наши эксперты всегда говорят только о законодательной власти. Но если мы хотим провести реальные политические реформы, то должны брать во внимание все три ветви: законодательную, исполнительную, судебную. Необходимо руководствоваться принципом единства и борьбы противоположностей, сменяемости власти. Парламент должен формировать подотчетное правительство таким образом, чтобы оно выражало интересы основной части населения.

Самое главное - нам следует повысить социальное самочувствие граждан. В дни трагического января на улицы выходили люди, измученные инфляцией, дороговизной продуктов и ГСМ. Демократические принципы реализуются там, где люди имеют высокие жизненные стандарты. Поэтому борьба с бедностью должна стать одним из главных приоритетов государства.

Об избирательной системе и структуре парламента

Айкын Конуров:

- Народная партия придерживается консервативной позиции по реформированию политической системы как в части порога достаточности при регистрации политической партии, так и введения мажоритарной системы. Если мы вернемся к смешанной избирательной системе, то можно пойти по пути Австрии, когда одна из палат парламента формируется по партийным спискам, а другая - самовыдвиженцами. Думаю, пропорциональное представление регионов в законодательном органе будет справедливым решением. Некритично, будут это две палаты или одна расширенная, но смешанная. Главное ведь не форма, а содержание, то есть представление основных политических сил и регионов.

Ерлан Саиров:

- Казахстану нужен двухпалатный парламент.

Сенат, который более консервативен, должен рассматривать принимаемые законы с точки зрения государственных интересов, безопасности и целостности страны.

Нужно коренным образом пересмотреть взаимодействие мажилиса и правительства. У мажилиса должно быть больше контрольных функций, в том числе больше контроля за перераспределением бюджетных средств, а также контроля квази­госсектора. Сегодня только Счетный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета отчитывается перед мажилисом. А нужно создать условия, чтобы по каждой копейке правительство отчитывалось перед депутатами. Кроме того, нужно повысить роль региональных маслихатов, усилив их контрольные функции над исполнительной властью.

Что касается выборности парламента, то должна быть смешанная система. В какой пропорциональности - нужно обсуждать с обществом, экспертами.

О партийном строительстве

Айкын Конуров:

- Мы поддержали в парламенте внесенные изменения в закон о политических партиях, потому что считаем их обоснованными и достаточными. Снижение до 20 тысяч необходимого количества членов партии для ее регистрации значительно расширяет возможности для партийного строительства, но в то же время исключает необоснованно взрывной рост количества организаций. Отдельно звучащие популистские лозунги по созданию партий из нескольких человек, так называемых карликовых партий, исходят от людей, которые, скорее всего, никогда не занимались партийным строительством и уж тем более не думают о последствиях в условиях гибридных войн за ресурсы в исторической перспективе.

Резкое снижение требований к численности партий опасно. Рост количества карликовых партий таит проблему, что избиратели просто запутаются в их количестве. Масса таких партий со схожими платформами может привести к дискредитации всего политического процесса вплоть до его игнорирования, отторжения или, еще хуже, активного протеста.

Кроме того, карликовые партии сильнее подвержены риску воздействия со стороны внутренних или внешних лоббистов, иностранных спецслужб. Ведь для некоторых транснациональных компаний и государств “инвестировать” в официальную партию несколько миллионов или миллиардов с целью ее раскрутки и получения мощного инструмента влияния - хорошее вложение.

Конструкции по бесконтрольной политизации были придуманы на землях федеральных государств, которые не были и не будут единым целым, потому что постоянно испытывают центробежные процессы. Особенно это проявляется в моменты ухудшения социально-экономической ситуации в стране.

Возможно, при высокой плотности населения и небольших территориях некоторым странам получается развивать общество в условиях широкой политической конкуренции, но обстоятельства политической реальности у нас совершенно другие. Главное, что есть сегодня у казахстанцев, - это унитарность и независимость государства. На этом базируется наша национальная безопасность. Поэтому очень важно, чтобы право называться партией имело общественное объединение, идеи и программу которого разделяет и поддерживает значительная часть наших граждан. Казахстану для сохранения целостности нужна жесткая и сильная вертикаль власти как в государстве, так на уровне партий.

Неподконтрольная политическая активность в регионах может привести к сепаратизму и разрушению нашей целостности. Надо приветствовать увеличение числа политических партий, но без потери качества.

Ерлан Саиров:

- Чтобы либерализировать политическую систему, нужно упростить механизм регистрации партий, чтобы различные политические группы, не имея больших финансовых и людских ресурсов, могли зарегистрироваться. Это станет своего рода стабилизатором политической системы: пусть лучше все политические силы обсуждают развитие нашей страны в парламенте, нежели на улице. Государственность будет более устойчивой, появится возможность рассматривать законопроекты с точки зрения интересов более широкого круга лиц.

В скором будущем в стране появятся различные партии. Партийное строительство будет упрощено, и можно полагать, что в парламенте будет больше партий - весь спектр политических сил страны.

О квотах и представительствах

Айкын Конуров:

- Народная партия поддержала изменение в законодательство, когда политическая партия при утверждении партийных списков в депутаты обеспечивает присутствие в них лиц, не достигших 29-летнего возраста, женщин и лиц с инвалидностью - не менее 30 процентов от общего количества в кандидаты и в основной состав фракций. О необходимости квот для отдельных специалистов (например, юристов, врачей) в целях повышения профессионализма парламента, думаю, вопрос ставить не нужно. Каждая партия при формировании общего списка и основного состава фракции старается подобрать компетентных специалистов в профильные парламентские комитеты.

Кроме того, на депутатов работают все центральные и регио­нальные партийные структуры, которые, имея в составе разных специалистов, доводят до парламентариев насущные вопросы общества. В этом плане одномандатникам будет сложнее. Для облегчения их деятельности можно создавать депутатские группы или давать им возможность входить в состав партийных фракций.

О судебной системе

Ерлан Саиров:

- Решения судей должны быть открытыми, понятными для людей. Сегодня в большинстве случаев судебным решениям граждане не доверяют, многие вердикты не соответствуют принципам справедливости, что вызывает законную озабоченность и недоверие граждан к этим резолюциям. А ведь все решения судей принимаются от имени страны. Поэтому девальвируется ценность этих решений и снижается степень доверия к государственным институтам.

О лоббизме

Айкын Конуров:

- Нам нужен закон о лоббизме. Открытые официальные процедуры - это всегда заслон на пути коррупции, государственной измены, телефонного права. Одно­временно необходимо ужесточать ответственность за давление на депутатов, подкуп.

Лэйла ТАСТАНОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Нур-Султан

Поделиться
Класснуть