Амангельды Батырбеков: Коррупционеры сделали из меня журналиста
В департаменте полиции Туркестанской области расследуют уголовное дело по факту огнестрельного ранения, которое получил сын известного в регионе журналиста, редактора газеты “С-Информ” Амангельды БАТЫРБЕКОВА. Отец уверен, что заказали именно его, и связывает нападение со своей профессиональной деятельностью.
Сомневаться в этом не приходится, так как громкие расследования Батырбекова не раз приводили его на скамью подсудимых, да и угрозы от героев его статей поступают регулярно. В журналистику он пришел всего 10 лет назад, но уже более десяти раз становился обвиняемым по заявлениям чиновников, которых он обличает в коррупционных преступлениях.
Сын за отца
В ночь на 4 января в дом Батырбекова, расположенный в городе Сарыагаше, постучал неизвестный. На стук вышла дочь журналиста, которую тот попросил позвать отца. Но навстречу вышел 31-летний сын, которого явно приняли за Амангельды. Динмухаммед БАТЫРБЕКОВ в тяжелом состоянии был срочно госпитализирован в районную больницу. У него диагностировали дробовое ранение грудной клетки, обеих верхних конечностей с повреждением мышц плеча.
- Нападавший был в маске, стрелял из ружья. Раздалось два выстрела, - рассказывает журналист о событиях той ночи. - Первый, когда сын был лицом к нему, находясь за стеклянной дверью, второй, когда повернулся спиной, убегая от стрелявшего. На шум во дворе следом выбежал я. Стрелок быстро сел в машину и уехал. Он был уверен, что стрелял в меня, так как мы очень похожи с сыном.
В департаменте полиции Туркестанской области сообщили, что следственную группу возглавил заместитель начальника ДП Курманбек САХОВ. По словам Батырбекова, в ноябре на странице в соцсети Facebook он анонсировал свое журналистское расследование о якобы существующих связях между одним из депутатов Туркестанского областного маслихата, экс-прокурором городской прокуратуры Шымкента и одним из чинов Агентства по противодействию коррупции. После этого, сообщил журналист, его настойчиво убеждали не публиковать материал. Тем не менее газета со скандальной статьей вышла 31 декабря.
- Я уже сообщил следствию, что в организации нападения подозреваю руководителя отдела образования Сарыагашского района Бауржана МАЙРИХОВА, которого неоднократно критиковал в своих материалах с 2014 года, а также депутата областного маслихата, крупного предпринимателя из Келесского района Нуралы ДАВЛЕТЬЯРОВА и бывшего прокурорского работника Ерика ПРАЛИЕВА, - заявляет Амангельды Батырбеков.
А судьи кто?!
Батырбекову не привыкать быть на тропе войны. Более того, вечное судилище с теми, кого он критикует в своих статьях, называя вещи своими именами, он считает частью своей работы. Для этого же стал дипломированным юристом и изучил Уголовный кодекс от первой буквы до последней запятой. “Теперь экономлю на услугах адвокатов”, - смеется он.
В журналиста Батырбеков переквалифицировался в 45 лет. До этого был довольно успешным предпринимателем, зарабатывавшим свой хлеб на знаменитой сарыагашской минеральной воде, только возмущался размахом казахстанской коррупции, пока сам не столкнулся с ней лоб в лоб.
- В 1999 году в Сарыагаше получил земельный участок. Шесть соток в очень привлекательном месте при въезде на наш курорт, - рассказывает Амангельды Батырбеков. - Хотел построить дом. Однако сокурсник мужа моей сестры Айдар СЕЙЛХАНОВ уговорил нас построить там гостиницу и вместе заняться бизнесом. Тогда нам и в голову не пришло сомневаться в таком уважаемом человеке с генеральскими погонами. В те годы он получил назначение в МВД и стал курировать документирование граждан. Поменял целевое назначение участка, и мы приступили к стройке двухэтажной гостиницы на 25 номеров. К моменту ее ввода в 2002 году мы узнали, что наш партнер уже успел переоформить документы на свою жену и стать единоличным хозяином бизнеса. Мой бажа от переживаний умер. А я поклялся, что буду бороться до конца.
Борьба эта продолжается по сей день. Дважды Батырбеков проиграл в суде хозяйке гостиницы. Возмущенный произволом, он начал писать жалобы в администрацию президента. С пятого раза удалось достучаться. Следствием в отношении Сейлханова, тогда уже сотрудника Минюста, занялась следственная группа из числа сотрудников ДКНБ и Генпрокуратуры. Вскрыли много его делишек. В 2006 году взяли с поличным при получении взятки в особо крупном размере.
В 2018-м Батырбеков наконец отвоевал свой участок. Теперь осталось в судебном порядке решить, что делать с гостиницей, которая стоит на нем.
В 2003 году его личная история борьбы с коррупцией стала темой статьи, которая была опубликована в одной из местных казахскоязычных газет - тогда еще под чужой фамилией. Так несколько лет Амангельды набивал руку в деле, которое после стало его призванием. В 2012-м созрел наконец до собственного авторства. Для нужд семьи открыл магазин строительных товаров, а сам погрузился в журналистику. Печатался в областных и районных изданиях. Писал только на тему коррупции. Громкие расследования стали его фишкой.
Редакторы не всегда были рады прямолинейности Батырбекова, который рубил правду-матку, невзирая на звания, должности и авторитет. В итоге Амангельды пришел к выводу, что нужно открывать собственную газету.
- Судя по тому, как быстро стали набирать популярность мои статьи, людям нужна была правда, - уверен Батырбеков. - Недостатка в темах не было никогда: земляки повалили со своими проблемами, которые не могли решить годами, сталкиваясь с бюрократией и коррупцией. Чиновники несли компромат друг на друга.
С началом журналистской карьеры пошли первые иски в суд. Амангельды принципиально требовал у редакторов не убирать ни одного факта из своих статей, неся персональную ответственность за каждое слово. В 2015 году Батырбеков получил первый приговор, связанный с лишением свободы, за то, что в своей статье усомнился в законности действий заместителя прокурора Нурлана САПАРОВА по двум делам: обвинению двух молодых людей в разбое, который они не совершали, но получили срок, а также по делу, связанному с возможным незаконным отъемом собственности должностными лицами управления юстиции Сарыагашского района.
Журналист по приговору суда должен был провести за решеткой год с лишним. Но отсидел всего четыре месяца до отмены приговора постановлением апелляционной коллегии областного суда. Дело направили для расследования в РОВД. Батырбекова посадили под домашний арест и запретили писать статьи. По обвинению за ложный донос и клевету ему грозило 10 лет. В итоге по одной статье оправдали, по другой - освободили в зале суда по амнистии.
Не успел выйти на свободу и начать писать, как снова угодил на скамью подсудимых после очередного разоблачения. На сей раз председателя профкома медработников района, которого обвинил в клевете. Все прошло по той же схеме: районный суд Сарыагашского района осудил журналиста, а апелляционная коллегия областного суда оправдала.
В сентябре 2019 года Батырбеков вновь получил срок за клевету и оскорбление. Два года три месяца лишения свободы по жалобе руководителя отдела образования Келесского района Бахтияра АБДИЕВА. В январе 2020-го апелляционная коллегия областного суда оправдала журналиста и принесла ему извинения. Абдиев безуспешно пытался его подкупить, предложив отступные в виде 5 миллионов тенге. Но по-настоящему порадовала журналиста народная поддержка: десятки людей, приехавших в Туркестан к залу областного суда, радостно скандировали у входа, узнав об оправдании Амангельды.
Прокуроры, судьи, акимы, чиновники разных мастей... С кем только не бодался Батырбеков за эти годы! Пожалуй, самой резонансной статьей, прогремевшей на всю страну, стал его материал “Содом и Гоморра по-абайски” о насилии над семилетним мальчиком из села Абай Сарыагашского района, который он опубликовал уже в своей газете “С-Информ” в феврале 2018 года. Мы не будем пересказывать уже известную чудовищную историю, развернувшуюся вокруг несчастного ребенка, но именно Батырбеков первым из журналистов написал не только о неоднократных фактах насилия со стороны старшеклассников, но и о круговой чиновничьей поруке одной местной семьи, которая не давала вершиться правосудию.
Газетный номер с этой громкой публикацией лег на стол тогдашних министра внутренних дел и президента страны.
Денег нет, есть признание
Все это о газете, тираж которой... 3,5 тысячи экземпляров. И выходит она всего раз в месяц. О газете, у которой нет собственного сайта - его просто не на что делать. О газете, авторы которой не получают гонорары, а пишут исключительно из любви к делу и желания бороться с коррупцией. О газете, которую в акиматах не раз предлагали поддержать госзаказом. Но принципиальный Батырбеков каждый раз отказывался от солидных сумм в обмен на творческую независимость.
- К нам идут за правдой, поэтому наш девиз: “Сила - в правде!” - говорит он. - Мы отслеживаем результаты по каждой нашей статье, публикуем итоги: возбуждение уголовных дел, приговоры суда, возврат украденных средств в бюджет. Мне льстит, когда меня называют грозой коррупционеров. Это звание лучше любых наград! По сути, они и сделали из меня журналиста.
В этом году Батырбеков все же надеется, что его газета выйдет на самоокупаемость. Цену - 75 тенге за экземпляр - принципиально не повышает с момента выхода первого номера в 2017 году. Честной журналистикой заниматься невыгодно, признается он. Но без нее бороться с коррупцией в стране невозможно, уверен журналист.
Алиса МАСАЛЁВА, Шымкент