8072

Фёдор ВАССЕРМАН: Я не хочу возвращаться ни в советское время, ни в советскую школу

Эксперт по качеству образования при правительстве, профессор, педагог-психолог Федор ВАССЕРМАН - один из тех, кто активно выступает за последовательность реформ и не боится критиковать родное Министерство образования. Он ученый, автор образовательных программ, всю жизнь занимается школой. О ней мы и поговорили.

Фёдор ВАССЕРМАН: Я не хочу возвращаться ни в советское время, ни в советскую школу

- Федор Яковлевич, сложилась группа экспертов, работающих в разных отрас­лях образования, которые открыто критикуют МОН. Но вас не так много…

- Легче перечислить тех, кто не критикует. Понятно, почему это не делают работники сферы образования. Они находятся внутри системы. По той же причине в Казахстане сложилась ситуация, когда есть свои и не свои эксперты. Первые, скорее всего, будут молчать. А мы не будем. Понимаете, школа - это конвейер. Когда мы вышли из Советского Союза, он был отлажен. А потом мы рухнули. Почему? Потому что конвейер постепенно растащили: убрали одну составляющую, вторую…

- Я понимаю, о чем вы говорите. В обществе много сторонников советской сис­темы образования: она была лучшей, и вообще ничего нельзя было менять. Но у этой позиции есть оппоненты: мир и запросы к системе образования меняются, она не может оставаться архаичной. Вы на чьей стороне?

- Я не хочу возвращаться ни в советское время, ни в советскую школу. Но, согласитесь, нельзя отрицать, что СССР оставил Казахстану хорошо работающую систему образования. И ее нужно было плавно переводить на новые рельсы, не меняя того, что прекрасно функционирует. Например, скажите: вы помните учебники, по которым мы учились? Нельзя написать их лучше, чем это делали отборные ученые со всего Союза! Может быть, нужно было менять программы не столь кардинально и не такими ударными темпами? Двигаться постепенно. Мы не учли того, что система школьного образования очень инертна и ей будет сложно переварить реформы в таких объемах. Поэтому конвейер и сбоит. Сейчас мы пришли к тому, что учитель, стоящий на конвейере, выпускает что хочет, а в отчетах пишет, как все хорошо.

- Что вы имеете в виду?

- МОН практически полностью торпедирует все вопросы контроля и анализа процессов, происходящих внутри системы образования. В школах запрещены контрольные срезы, их делает только PISA (тест, оценивающий функциональную грамотность школьников в разных странах мира. - О. А.). Но если провести глубокий анализ качества знаний в целом по стране, мы увидим, что у нас рухнувшая система образования. Но в отчетах написано: все хорошо. Как так получилось? Есть единые требования в рамках обновленки. Главное, что должна дать школа, - показатель качества знаний, то есть освоение программы на хорошо и отлично. Он должен быть не менее 60 процентов. И что получается? Как бы ребенок ни усвоил программу, ему натянут оценку, потому что нужно достичь этой цифры. А насколько она соответствует действительности, мы с вами не узнаем, так как нет ни обратной связи, ни контроля. А это главные компоненты управления.

- Но мы с вами уже говорили о том, что министерство критикуют все, кому не лень. И родители, недовольные как раз качеством знаний, в первых рядах. Есть департаменты, которые должны контролировать школы, внутренний мониторинг, аттестация, наконец. Все это не работает?

- Официальным уполномоченным органом, который должен выполнять эти функции, является департамент по контролю в сфере образования. Но, во-первых, он входит в систему МОН, а во-вторых, есть мораторий на соответствующие мониторинги. Да, есть общественный контроль в виде недовольства родителей. Но они пошумят в соцсетях, и все на этом. А проблемы остаются.

Мы предлагали ввести мониторинг школ, на которые регулярно поступают жалобы. Говорят, что здесь плохое преподавание, придите и проверьте. Не нужно делать эту практику повсеместной, тогда бесконечные проверки могут парализовать школу. Но что нам ответили? Может быть, вы знаете, в январе Министерство образования и науки собирало общественников - выпускали пар. Тогда я спросил: почему у нас нет контроля качества образования? Мне ответили, что ведомство верит в учителей и хочет дать им свободу. Это, конечно, хорошо, но до определенного предела. К учителям, статус которых закрепили законодательно, никто не может приблизиться с критикой, даже директор. При этом из сис­темы практически исчезли все требования, индикаторы, касающиеся качества образования. Неясно, как должен работать учитель, лишь бы он обеспечил показатель: 60 процентов детей учатся на хорошо и отлично.

- Назовите три основные, на ваш взгляд, проблемы в сфере школьного образования.

- Я о них уже сказал: слабое управление, отсутствие контроля и обратной связи. Это те вещи, на которые большинство, как правило, не обращают внимания, но на самом деле они лежат в основе системы. Бесконтрольность развращает учителя. Сейчас в Нацио­нальной академии образования при нашей поддержке и одобрении министра разрабатывается концепция (доктрина) развития образования. В ней очень важно говорить именно о школьном контроле и обеспечении качества.

В чем суть этого документа? Мы его принимаем, и он становится обязательным для исполнения Министерством образования независимо от того, как часто там меняются руководители. Пока каждый новый министр придумывает что-то свое, наша система образования не будет развиваться. Минобр должен исполнять докт­рину, а не менять ее.

Вы знаете, что параллельно по поручению главы государства разрабатывается национальный проект “Образованная нация”. Но мы видим, что он не стыкуется с доктриной. Это очередное освоение средств. Считается, что нацпроект должен быть мобильным, но в нем нет конкретики. Это размытый документ, на который будет опираться образование в ближайшие пять лет. И в итоге пострадают дети! Но хоть кто-то о них говорит? Нет! Обновленка, программы, учебники... А где отдельно взятый ребенок?

По данным исследований Всемирного банка в Казахстане, 64 процента наших детей функционально безграмотны - это 2 миллиона человек. То есть они умеют читать, но не понимают, о чем текст, пишут, но механически. И причина не только в обновленке.

Я считаю, что нужно дать свободу школам в использовании учебников и подходов в образовании. Обозначить конкретные критерии, которые должны достичь дети, и осязаемые результаты на выходе, которые можно будет прийти и проверить. В каждой школе есть толковые люди, они быстро самоорганизуются, и дело пойдет.

Я за конструктивную критику. Нужно не просто кричать, а предлагать и делать. У нас достаточно специалистов, мы все вместе могли бы преобразовать систему образования. Я ни в коем случае не стремлюсь в чиновники, нет у меня таких амбиций, но есть желание что-то изменить. А нас считают оппозицией.

- А вы не оппозиция?

- Себя таковым не считаю. Я ученый, который обращает внимание на ошибки. Знаю, что Минобр наши выступления слышит, посты в соцсетях и статьи в СМИ читает, регулярно приглашает на встречи - вопросов нет. Но ничего в итоге не меняется. Сто человек, которые работают в Министерстве образования, влия­ют на жизнь четырех миллионов граждан, связанных с системой образования: учителей и детей. Но чиновники живут потолком одного отчетного месяца или года. Это система подтверждает эффективность их работы. Они не хотят заглядывать дальше и анализировать то, что было. Те же самые результаты обновленки. МОН невыгодно это делать, это все равно что бить себя палкой по голове.

Мы должны провести анализ, выяснить, что происходит, найти точку отчета и двигаться дальше. У нас образование превратилось в большую потемкинскую деревню. И наши усилия потрачены не зря: мы видим, что чиновники уже не могут игнорировать запросы общества. Оно нагревается, все чаще выражает свое мнение и недовольство, и рано или поздно его услышат. Поэтому мы и не молчим, ведь речь идет о наших детях. Нахлебались? Давайте меняться.

Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть