PRO et CONTRA Азата Перуашева
- Азат Турлыбекович, накануне выборов вы снова становитесь одной из самых обсуждаемых персон. Не только общественное мнение, но и многих экспертов озадачило ваше эмоциональное выступление на предвыборном съезде демократической партии “Ак жол”, данные в нем острые оценки текущей ситуации, а главное - профессионально разработанная программа, пересматривающая многие прежние аксиомы, вплоть до отказа от президентской системы. Известный юрист и ваш оппонент по закону о парламентской оппозиции Марат БАШИМОВ на своей страничке в соцсетях даже признал речь Азата ПЕРУАШЕВА “самым прогрессивным, содержательным и объемным выступлением” на предвыборных съездах всех партий. Другой комментатор, кадровый дипломат Казбек БЕЙСЕБАЕВ сделал вывод, что “акжоловцы” реально могут преобразовать страну в парламентскую республику.
Что это было? Внезапное озарение или хайп, ход на опережение? Вы ли это, Азат Турлыбекович?
- Спасибо уважаемым экспертам за такую оценку. Но удивляться этому докладу могут только те, кто не в курсе нашей каждодневной работы и моих выступлений в предыдущие годы.
Сегодняшний документ развивает подходы, о которых мы заявляли на площадке парламента с 2012 года. Или, например, на съезде 25 апреля и заседании ОКДС 13 июня 2019 года, где поднимались вопросы честных выборов. Почему те выступления не вызывали такого же внимания - вопрос не ко мне. Между тем в стране происходят реально глубинные, я бы даже сказал - тектонические процессы, для понимания которых нужна адекватная оценка существующих альтернатив.
Наиболее комплексно я изложил свое видение в интервью вашей газете “Время”, опубликованном 15 августа 2019 года, которое так и называлось - “Перемены нужны и даже неизбежны”. Сравните с названием новой программы - “Перемены неизбежны”. Она почти полностью опирается на то интервью, а также на наш опыт предыдущих лет.
Мы ведем последовательную линию на демократизацию политической системы, формирование реально рыночного и справедливого государства. Об этом хорошо сказал наш кандидат в мажилис известный политолог Бурихан НУРМУХАМЕДОВ, когда назвал доклад “концептуализацией предыдущей работы”, “подготовленный не группой нанятых со стороны экспертов, а многолетним опытом партии”.
Да, наверное, новая программа стала систематизацией этих взглядов. Но в любом случае это не “озарение” и не хайп, а убеждения, выработанные за годы работы в политике, экономике и системе госуправления. И я благодарен делегатам съезда, которые поддержали этот документ в качестве нашей общей позиции.
- Тогда второй вопрос. Как вы оцениваете происходящее брожение на партийном поле? Отказ коммунистов от коммунизма, появление “Адала” и “Ел тиреги”? Как эти события повлияют на вашу предвыборную работу, какие партии вы рассматриваете своими противниками или, напротив, союзниками?
- Отношусь нормально, выборы - всегда обострение ожиданий, нервов, борьбы. У кого-то проявляются неудовлетворенные амбиции, отдельные проекты появляются не для того, чтобы победить самим, а чтобы помешать другим. Запускаются многоходовые комбинации, которыми занимаются профессиональные политтехнологи.
Относительно отказа КНПК от коммунистического названия - считаю этот шаг правильным, особенно с учетом нашей национальной истории. После решения президента Касым-Жомарта ТОКАЕВА продолжить работу по реабилитации жертв репрессий 3 июня т. г. фракция “Ак жол” предложила начать мероприятия по международному признанию организованного большевиками великого голода (Ашаршылык), по реабилитации участников вооруженных восстаний против диктатуры пролетариата (историки насчитывают около 360 таких выступлений в 20-30-е годы). Тогда же мы заявили, что декоммунизация является одним из важных принципов партии “Ак жол”.
Про “Адал” и “Ел тиреги” что-то сказать трудно. У них за плечами никаких практических дел, пока только лозунги.
Что касается противников и союзников… С точки зрения избирательной кампании, конечно, все партии являются конкурентами. Тем не менее существуют два основных типа выборных стратегий: проактивная идеология, когда партия выдвигает свои инициативы, предлагает новое, и идеология “контра”, когда партия идет от обратного, критикуя и разоблачая чужие решения. В каждом случае есть свои плюсы и минусы: проактивная идеология может недооценивать оппонентов; контр-идеология, отталкиваясь от чужого мнения, отдает инициативу.
Я сторонник позитивной идеологии. Поэтому мы стремимся не зацикливаться на спорах с конкурентами, а прежде всего донести избирателям свое видение, куда и какими темпами предлагаем развивать страну. То есть для демпартии “Ак жол” в приоритете - наша собственная программа. И если среди других партий находятся те, кто разделяет близкие нам цели, - мы готовы их считать союзниками. Те, кто выступает против, - очевидно, противники. Но это уже их проблемы.
- Кстати, по поводу выборных технологий. Одна из версий появления “Адала” - якобы это попытка отвлечь внимание от ваших слишком тесных связей с НПП. И тем самым помочь “Ак жолу” перерасти из партии бизнеса в статус общенародной партии, претендующей не только на экономическую, но уже и на политическую повестку дня…
- По первой части - без комментариев, мне неизвестно о таких версиях. По второй - просто почитайте программу партии “Ак жол” “Перемены неизбежны”. Да, значительное место занимает глава о рыночной экономике и поддержке бизнеса. Но остальные 5 разделов и 70 процентов объема программы посвящены реально общенародным темам: “Независимость и национальная идея “Алаш”, “Демократия и парламентаризм”, “Борьба с коррупцией и деофшоризация”, “Социальная справедливость”, “Взвешенная внешняя политика”.
Эти подходы, как я уже говорил выше, вырабатывались годами, когда никаких “Адалов” не было в помине. Возможно, задача появления этой партии другая - оправдать в общественном мнении занижение голосов “Ак жола”, которое уже готовится властью. Однако “режиссеры” не учли того факта, что благодаря нашим жестким выступлениям в парламенте в поддержку бизнеса тема стала привлекательной и для других участников. С этим связана и клоунада с партией “Ел тиреги”. Абсолютно уверен, что тему сельского предпринимательства будет затрагивать “Ауыл”. А в списке Nur Otan предпринимателей больше, чем в трех этих структурах, вместе взятых. Так что “экс-бирликовцы” здесь не одиноки.
Но какие бы партии ни поддерживали близкие нам подходы по поддержке МСБ, развитию честной конкуренции и рыночной экономики - мы готовы считать их нашими союзниками. Ведь главное - создать нормальный бизнес-климат, привлекательный для инвестиций и технологий.
- Тогда вы, наверное, не станете отрицать, что и на вас работает целая группа политтехнологов, в том числе в соцсетях и телеграмм-каналах? В свое время, возглавляя другую партию - промышленников, вы привлекали консультантов из Украины. Не они ли привели ЗЕЛЕНСКОГО к феноменальному успеху? Не из их ли арсенала ваша “слеза” при уходе первого президента? И не они ли сегодня ведут ваши соцсети? Это просто предположения.
- У каждого участника предвыборной гонки есть свои специалисты подобного рода. Это нормально, современные методы избирательных кампаний требуют профессиональных знаний. Понятно, что наиболее опытными являются специалисты из тех стран, где выборы проходят перманентно и с большим накалом. Имеют ли они отношение к победе Зеленского - не мое дело. Про слезу сказано уже столько всего разного, что тоже не буду спорить. Если эта тема до сих пор интересна - значит, PR удался. Свои страницы в соцсетях (Твиттер и Телеграмм) веду сам. Политтехнологи работают с другими ресурсами, в их работу я не лезу, хотя иногда консультирую по местным особенностям. Нужно иметь в виду, что такие специалисты актуальны не столько для соцсетей, сколько для организации предвыборных штабов, обучения наблюдателей, фиксации нарушений, защиты голосов и т. д. Для агитации своей полезности обществу у демпартии “Ак жол” были все предыдущие годы в парламенте. Это время мы работали много и в очень непростых условиях, так что можем честно смотреть в глаза своим избирателям. Работа в cоцсетях для нас точно не приоритет.
- Однако в тех же соцсетях гуляет информация, что “Ак жол” не отчитывается о миллиардах бюджетных средств.
- Демократическая партия “Ак жол” ежегодно отчитывается об использовании средств, и речь там далеко не о миллиардах. С тех пор как я стал председателем партии, ежегодные отчеты ревизионной комиссии публикуются в открытом доступе в издании “Ќазаќ џні”. К контролю привлекаются независимые аудиторы, кроме того, наша финансовая деятельность проверяется Счетным комитетом. Ссылки за последние 10 лет готов передать и в вашу редакцию. Но нужно иметь в виду, что отчеты публикуются на государственном языке.
Видимо, кто-то очень хотел “поймать хайп” на этой теме, но искал только в русскоязычной прессе. Пора учить государственный язык.
- Многие эксперты считают, что после слива ОСДП произошло резкое усиление ваших позиций, так как значительная часть протестного электората поддержит единственную партию, открыто спорящую с властью, а это именно “Ак жол”.
- Возможно, и так, но за исключением радикальных фигур. Мы предпочитаем добиваться перемен методом убеждения, ценим пройденный путь и труд нашего народа. Считаем недопустимыми любые попытки ослабить государство и государственные институты, подвергать риску безопасность наших граждан и покой наших городов.
Есть очень много граждан, значительная часть общества, которые не удовлетворены несправедливостью и воровством коррупционеров, отсутствием условий для собственного дела и перспектив для молодежи. Но подавляющая часть из них любит свою страну и отождествляет ее с нашим народом, а не с бюрократами у него на шее.
Прежде всего это предприниматели, интеллигенция и другие люди со свободным сознанием, самодостаточные и “создавшие себя сами”, как говорят американцы. Они ничем не обязаны чиновникам, напротив - сами создают рабочие места, платят налоги, содержат свои семьи. И они вправе спрашивать за то, как этой страной управляют нанятые от их имени госслужащие. Это и есть электорат демпартии “Ак жол”.
- На днях беглый олигарх АБЛЯЗОВ призвал своих сторонников голосовать за “Ак жол” и вступать в вашу партию, дабы отбирать голоса у Nur Otan. Как вы относитесь к такой перспективе?
- “Ак жол” - состоявшаяся и самодостаточная политическая организация, которая успешно действует на политической арене уже 18 лет. У нас широкий электорат и без советов издалека. Напомню, что ДПК “Ак жол” - единственная, кроме партии власти, уже трижды проходила в мажилис по партийному списку в 2004, 2012 и 2016 годах. Коммунисты проходили дважды. Ни ОСДП, ни “Бирлик” такого успеха не добивались ни разу. Думаю, что ОСДП снялась с выборов не из-за чьих-то призывов, а ввиду собственной организационной и идеологической несостоятельности.
У демпартии “Ак жол” развитая структура, узнаваемые лидеры во всех регионах; у нас есть четко обозначенная позиция, мы голосуем в парламенте так, как считаем нужным, и нередко вопреки власти.
Понятно, что такой ресурс очень привлекателен для людей с амбициями, поэтому попытки манипулировать партией бывали и раньше, но все они проваливались. Совершенно точно могу сказать, что “Ак жол” работает по собственной программе, служит своим избирателям, своему народу и своему государству. Беглых олигархов в этом списке нет. М. Аблязову, если захочет, можем только заказать снимать ролики, это он умеет.
- Но в сети прошла информация, что из-за призыва Аблязова своим последователям массово вступать в “Ак жол” и перехватить руководство партией один из ваших депутатов якобы поручил остановить прием в партию новых членов...
- Такое сейчас время - фейковых вбросов. Комментарий, который дал наш депутат, был исковеркан и подан как позиция партии, хотя он даже не участвовал в обсуждении этого решения, а высказал свою точку зрения. Он имеет полное право на свое мнение, но сайт подал его уже с использованием моего имени, под видом “официальной” информации.
Факт в том, что еще с осени резко увеличился поток вступающих в демпартию “Ак жол” новых членов, особенно молодежи. Например, в сентябре вступили почти 11 тысяч человек.
Эту тенденцию мы связываем с проведением праймериз в Nur Otan, когда многие молодые люди задумались о политическом выборе. Так что инициатива партии власти оказалась полезной не только для нее, но и для политического процесса в целом.
Но прием в партию - это целая процедура. Соискатель пишет заявление, заполняет карточку учета; находит поручителя из числа членов “Ак жола” со стажем; их заявления рассматривает местная организация, в случае одобрения - нового члена партии заносят в базу данных, и выдается партийный билет. Так что “одномоментно” вступить в партию, как предложил Аблязов, просто нереально.
В связи с наплывом молодежи, а также подготовкой к выборам со второй половины ноября принимать новых членов партии стало технически невозможным, так как с 20 ноября все органы “Ак жола” перешли в режим предвыборного штаба, на ненормированный рабочий день. Поэтому президиум принял решение о приостановке новых заявлений.
Призывы французского сидельца здесь никакой роли не играли: как сообщали в ОСДП, после аналогичного клича к ним вступили всего 78 последователей Аблязова. У нашего народа есть хорошая пословица: “Айдаѓаныњ бес ешкі, ысќырыѓыњ жер жарады” - “пасет пять коз, а свистит (будто табунами управляет) - аж земля лопается”. На такую “угрозу” нет смысла реагировать - для нашего потока это капля в море.
- А как вам тот факт, что Nur Otan тоже вынес тему перемен в предвыборную программу, и многие проблемы, поднятые в программах Nur Otan и “Ак жола”, достаточно созвучны?
- Это говорит только о том, что и в партии власти трезво оценивают общественный запрос на перемены. Более того, по многим параметрам наши оценки текущей ситуации действительно близки, поскольку и они, и мы - реально работающие партии, которые имеют дело с реальными проблемами и реальными людьми. Но вот пути и, главное, темпы их решения предлагаем разные. Поэтому, думаю, что мы будем достойными партнерами в практической работе над переменами. С Nur Otan нам есть о чем поспорить и в чем дополнить друг друга.
Михаил КОЗАЧКОВ, Нур-Султан