4716

Налоговая вилка

Предстоящей осенью в Казахстане ставка налога на добавленную стоимость (НДС) может увеличиться с 12 до 16 процентов, а корпоративный подоходный налог (КПН) - с 20 до 24. С какой целью - понятно: увеличить доходы госбюджета. Но насколько целесообразно это делать сегодня и без того в непростые экономические времена?

Налоговая вилка

Защиты ради, бюджета для...

По словам первого вице-премьера Алихана СМАИЛОВА, над предложениями по совершенствованию налогообложения корпит специальная рабочая группа при Министерстве нацэкономики, в которую входят парламентарии, представители госорганов, общественных организаций, предприниматели, экономисты.

“На сегодняшний день представлено 77 предложений. По итогам обсуждений в рабочей группе будет сформирован конкретный пакет предложений, которые будут вынесены на обсуждение общественности и рассмотрение правительства. Предварительные результаты будут озвучены в августе”, - сообщил Смаилов 16 июня.

В этих предложениях членов рабочей группы есть довольно любопытные вещи. К примеру, с целью защиты внутреннего рынка ГСМ и пополнения госбюджета на фоне снижения мировых цен на нефть казахстанским НПЗ предлагается дважды в год - 1 января и 1 июля - пересматривать акцизы на бензин.

“Акцизы на автобензин в России и Беларуси вдвое-втрое выше казахстанских. При такой разнице акцизов казахстанский рынок для российских и белорусских НПЗ намного привлекательнее, чем собственный. В этой связи предлагается планово два раза в год поднимать акцизы на автобензин по мере снижения мировых котировок бензина”, - отмечается в документах.

При этом предлагается перейти к биржевому ценообразованию и аукционированию квот на экспорт и импорт ГСМ. “При открытом рынке нефти цены ГСМ на АЗС не поднимутся - мировые тренды не позволят, а в бюджет страны прибудет $300 млн ежегодно. Кроме того, необходимо перевести распределение экспортных и импорт­ных квот на автобензин в цифровой формат, предпочтительнее всего на аукционе международного финансового центра “Астана” (МФЦА). Это принесет в бюджет еще несколько десятков миллионов долларов”, - полагают члены рабочей группы.

За и против

Надо ли говорить, что налоговые поправки, разрабатываемые членами рабочей группы Мин­нацэкономики, в случае их принятия затронут все без исключения сектора нашей многострадальной экономики, включая даже самый малый бизнес, и скажутся на кошельках и банковских карточках казахстанцев.

По мнению политолога Марата ШИБУТОВА, в Казахстане еще не до конца понимают, насколько упала экономика из-за коронавируса.

- Я бы на месте правительства сначала осознал ситуацию и уж только потом принимал решение повышать или понижать налоги. Если меры господдержки (см. рубрику “Кстати” на этой странице. - Ред.) направлены на отдельные категории населения, отдельные отрасли, то повышение КПН ударит по всей стране, по всем отраслям. Я бы не сказал, что это важная мера. На мой взгляд, нужно прислушаться к тому, о чем говорила председатель Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета Наталья ГОДУНОВА на заседании мажилиса, - авансовые платежи, переплата. Вот с чем надо разбираться, а не увеличивать налоги! У нас и так будет снижение инвестиций, а такая мера, как повышение налоговых ставок, еще более снизит привлекательность и перспективность казахстанского рынка.

С Шибутовым солидарен его коллега Данияр АШИМБАЕВ. Государственная экономическая политика в последнее время утратила смысл, считает он.

- Любой нормальный экономист вам скажет, что повышение налогов в период кризиса, во время ухудшающейся экономической ситуации просто добьет отечественный бизнес. Но, к сожалению, у нас в Министерстве нацэкономики, в экономическом блоке администрации президента сидят люди, которые при принятии решений исходят из каких-то своих умо­зрительных концепций без учета реальных дел в экономике. Поэтому вместо сокращения расходов и оптимизации мер поддержки предпринимательства пропихивается повышение налогов.

Вспомните, сколько таких попыток уже было: то дополнительный сбор в Единый накопительный пенсионный фонд, который не отличается ни транспарентностью, ни эффективностью; то разговоры о новой шкале налогообложения физических лиц, которые вызвали негативную реакцию в обществе, и президенту пришлось сглаживать углы, фактически переигрывать это решение… Теперь вот заговорили о повышении налогов для юридических лиц. В наших условиях, на мой взгляд, такие предложения наносят удар по работающей экономике.

Вообще, решения государства вызывают в последнее время все большее недоумение. Это и обязательная маркировка товаров, которая отражается на их стоимости, и утильсбор с сельхозтоваропроизводителей, и непонятные меры по машинам с армянскими номерами. Это и продолжающаяся политика по коммерциализации здравоохранения, хотя нынешняя ситуация с коронавирусом наглядно показывает, что нам нужна совершенно иная модель развития здравоохранения. Все это наглядно свидетельствует, что вменяемой экономической стратегии в стране просто нет.

В свою очередь экономист Айдархан КУСАИНОВ поддерживает предлагаемые меры.

- У нас в стране есть вопросы социального обеспечения населения, исполнения госпрограмм, есть проблемы низкодоходных слоев населения. Но с точки зрения пополнения бюджета и действующих ставок налогов у нас ультралиберальное государство. Налоговые сборы в районе 13-14 процентов - это просто смешно! Если мы хотим уйти от нефтяной зависимости, если мы хотим нормальный сбалансированный бюджет, если мы хотим нормальную перерабатывающую экономику, то нужно повышать ставки. В противном случае мы так и будем зависеть от нефти.

- Но нет ли противоречия в том, что сейчас принимаются антикризисные поправки в Налоговый кодекс, а осенью, возможно, произойдет рост ставок? Где брать деньги бизнесу, если сейчас кризис?

- Нынешний пандемический экономический кризис, по сути, не очень-то и кризис. Это некая системная цикличная вещь. В отличие от кризиса 2008 года, когда остановились международные потоки капиталов, а мы от них очень сильно зависели. Да, сегодня упали цены на нефть. И это экономическая цикличность. Но коронавирусный кризис - это кризис в моменте, когда мы остановили все передвижения людей. То есть мы физически не даем людям работать. Когда эти ограничения будут сняты, все очень быстро восстановится.

Вот мы все говорим о новой экономической политике. Но с тем уровнем налогообложения и с тем уровнем доходов, что у нас сейчас есть, ни о какой осмысленной экономической политике речи быть не может! Государственная экономическая политика может эффективно работать лишь при наличии нормальных инструментов влияния. Если налоги низкие, то они не могут быть нормальными инструментами влияния. Да, сейчас, может, не самое лучшее время для повышения налогов, но мы дошли до предела - так дальше жить нельзя. Это с точки зрения государства.

- А с точки зрения предпринимательства?

- Совершенно очевидно, и наш опыт тому доказательство, что понижение налогов не приводит к повышению конкурентоспособности экономики. Конкурентоспособность - она в обменном курсе, в низком уровне инфляции и в паритете покупательской способности. С этой точки зрения повышение налогов никак не ухудшит наши конкурентные условия.

Еще один важный компонент: повышение НДС перераспределит цены и платежи. Понятно, что повышение ставки этого налога приведет к росту цен. Но в первую очередь повысятся цены на продукты сложного передела, где много добавленной стоимости. А на продукты простых переделов (так называемая экономика простых вещей) прирост цен будет меньше. То есть, грубо говоря, цены вырастут на дорогие продукты для богатых потребителей, а для остального населения цены не сильно повысятся, потому что люди в массе своей пользуются простыми, недорогими продуктами.

Кстати

Заплатите - и будет вам счастье

В настоящее время в парламенте рассматривают проект поправок в Налоговой кодекс. Если депутаты примут этот документ до конца нынешней сессии, а глава государства его быстро подпишет, то закон может вступить в силу уже с 1 июля 2020 года.

Предлагается, в частности, освободить физические лица от уплаты пени на сумму недоимки, образованной по налогу на имущество, земельному налогу и налогу на транспортные средства за налоговые периоды до 1 января 2020 года, за исключением обязательств по уплате налога на имущество и земельного налога за 2019 год. Однако получить такое списание можно будет лишь при условии уплаты недоимки до 31 декабря 2020 года. При этом оговаривается, что амнистия не распространяется на индивидуальных предпринимателей и лиц, занимающихся частной практикой, за исключением случаев, когда налоговые обязательства таких лиц не связаны с осуществлением деятельности частного нотариуса, частного судебного исполнителя, адвоката или профессионального медиатора. По мнению разработчиков, эта амнистия может коснуться 1,243 млн граждан.

“При условии погашения основного долга на сумму 12,7 млрд тенге сумма списанной пени составит 4,3 млрд тенге. Принявшим участие гражданам налоговая амнистия позволит освободиться от начисленных санкций, что повысит качество жизни и благосостояние”, - уверены авторы поправок.

Другие предложения касаются поддержки нацкомпании КТЖ, горнодобывающих (за исключением осуществляющих добычу углеводородов), горно-металлургических и металлургических предприятий, авиаперевозчиков и аэропортов, негосударственных СМИ.

Руслан БАХТИГАРЕЕВ, Алматы

От редакции Как видим, спектр мнений довольно полярен, поэтому любопытно будет ознакомиться с “конкретным пакетом предложений, которые будут вынесены на обсуждение общественности и рассмотрение правительства”, о чем заявил первый замглавы правительства. И тогда мы обязательно вернемся к этой важной для всех теме.

Поделиться
Класснуть