2215

Рикардо МАРИНИ: Учитесь ценить природу

Наши сограждане, находясь на карантине почти два месяца, сегодня мечтают о смене обстановки, о новых путешествиях. Но дальние страны, похоже, останутся недоступными этим летом, поэтому ажиотажный спрос ожидается на внутренний туризм. Но в этой сфере нам предстоит еще много поработать - надо улучшать сервис, развивать инфраструктуру, осваивать новые природные территории.

Рикардо МАРИНИ: Учитесь ценить природу

О том, как это сделать грамотно и ответственно, дабы не навредить природе, мы беседуем с итальянским экспертом по архитектуре и урбанистике Рикардо МАРИНИ, долгое время руководившим консалтинговой компанией Gehl Architects, которая основана известным датским архитектором Яном ГЕЙЛОМ и консультирует руководство Алматы по созданию комфортной городской среды.

- Ваша компания известна в нашей стране своими решениями по созданию комфортной городской среды. Но вы также занимаетесь инфраструктурными проектами на охраняемых природных территориях. В чем особенность таких проектов?

- У меня был успешный опыт сотрудничества с национальным парком Loch Lomond & The Trossachs в Великобритании, где мы давали консультации по развитию его инфраструктуры. В таких проектах важно понимать правила, регулирующие национальные парки. В случае с Loch Lomond & The Trossachs эти правила защищают природу от нежелательного вмешательства и позволяют флоре и фауне свободно расти и развиваться. Эти правила не запрещают строительство в принципе - его разрешают, если доказать, что оно уместно и затронет только определенные зоны.

В подобных проектах важно найти архитектурное решение, которое согласуется с природным контекстом или подчеркивает его там, где это возможно. Моя задача заключалась в проектировании жилых зданий, и основным челленджем являлся тесный контакт архитектуры с природой, но при этом необходимо минимизировать воздействие на ландшафт. Была и дополнительная сложность - продумать инфраструктуру так, чтобы до зданий можно было добраться, не загрязняя парковую территорию автомобилями.

При строительстве в таких зонах акцент нужно делать на природе, архитектура не должна перетягивать на себя внимание. Любое вмешательство может быть только деликатным и элегантно дополнять природную красоту.

- Чем подобные проекты отличаются от проектирования обы­чной городской инфраструктуры?

- Любая хорошая архитектура всегда требует глубокого понимания контекста. Первостепенная задача - понять вопрос, который вам задают.

Прежде, чем внедряться в экологически чувствительные территории, нужно глубоко изучить местность, ее культуру и ценности. Разработанное архитектурное решение должно стать удобным и безопасным для людей, при этом не ставить под угрозу природные ценности. Непростая задача, но сложности делают ее интереснее.

- Вы неоднократно бывали в Казахстане, знакомы с живописными пейзажами Алматы и его окрестностями, Заилийским Алатау. Какие природные особенности этого региона, на ваш взгляд, можно было бы отразить в архитектуре зданий, возводимых в туристических местах?

- При строительстве в национальном парке на первом месте должен стоять сам национальный парк, его природа. Объясню свою мысль на примере проектирования музея. Я считаю, что самое важное в музее - это его экспонаты, комфорт для посетителей; это отработка маршрутов таким образом, чтобы при загруженности музея каждый его гость имел возможность увидеть произведения искусства. В последние годы появляются музеи, спроектированные так, чтобы больше всего внимания привлекало само здание. Я нахожу это странным.

Мне бы хотелось, чтобы, побывав в здании на территории нацио­нального парка, вы запомнили свои ощущения и природу вокруг вас. Я считаю, что архитектурный объект, расположенный здесь, может быть красивым, его суть в том, чтобы гармонично дополнять окружающую среду, но не доминировать над ней и не загрязнять ее. Как я уже говорил, огромное значение имеет расположение объекта. От этого во многом зависит, как архитектура будет влиять на ландшафт - положительно или отрицательно. Все природные достоинства местности нужно принять во внимание и подчеркнуть, сделав их органичной частью архитектурного проекта.

- Сегодня в мире растет популярность экологического туризма. Чем он отличается от обычного? Нужна ли экотуризму специальная инфраструктура?

- “Экотуризм” - трендовое слово, которое иногда используют не по назначению. Объясню, что я имею в виду: когда об экологическом туризме говорят только ради продвижения, не понимая его сути, это безответственно. Туристы очень быстро поймут, что их ввели в заблуждение. Используя экотуризм как ярлык, можно обесценить в глазах людей свои реальные достоинства и упустить потенциал.

Экологический туризм должен начинаться с местных жителей. Основываясь на своем опыте, могу сказать: хорошие туристические направления (реальные, а не диснейленд) - это те места, где комфортно и местным жителям. Это места, о которых пишут реальные отзывы, а не придуманные истории, с которых быстро слетает глянцевая обертка. Хороший бренд строится на хорошем продукте.

Одна из критичных вещей при создании природного парка - это повышение грамотности! Нужно убедиться, что люди понимают, почему это важно. В последний раз, когда гулял по вашим чудесным горам, я начал свой путь из города и поднялся на высоту 2000 метров. Прогулка была замечательной, но меня очень расстроило то, как застроили ваши прекрасные горные долины. Как огромные псевдогеоргианские виллы будто на стероидах загрязняют ваши красоты - буквально и визуально. Как из-за этого в природные районы, которые должны быть под защитой, бесконтрольно ездят машины.

На отметке 1500 метров я увидел последнее скопление приличных на вид домов, но стоило мне их обогнуть, взгляду открылся лес, заваленный мусором. Нужно заставить людей понять, что оставлять свои пластиковые бутылки под деревом - недопустимо! Это, наверное, звучит как экотрюизм - общеизвестная истина, но ведь никому не хочется видеть мусор среди такой прекрасной природы.

Перечислю самые важные моменты для развития экотуризма: решающее значение имеет базовая инфраструктура, а ее ключевой элемент - это экологическое образование. Нужно объяснить людям “что, зачем, почему и когда”, что природа - это наша главная ценность.

Затем подключается административный ресурс, устанавливаются и вводятся в действие правила для усиления и защиты природных ценностей. Последнее, но не менее важное, - физическая инфраструктура, которая обеспечивает безопасный и контролируемый доступ к природным зонам. Эта система должна быть спроектирована таким образом, чтобы как можно меньше воздействовать на природу региона и планету в целом.

Открыть охраняемые зоны для отдыха и общения с природой, но сделать, чтобы гости не оставляли следов, - сложная задача. Нужно подойти к ней максимально ответственно и повышать грамотность людей, чтобы они начали ценить природу.

Таким образом, если вы серьезно подходите к экологическому туризму, нужно понимать, что это инвестиции для будущих поколений. К экотуризму стоит относиться как к проекту с долгосрочными перспективами, это не парк развлечений.

Прекрасные пейзажи портят кучи мусора.

- Насколько, на ваш взгляд, экологический туризм может быть востребован у алматинцев и жителей Казахстана в целом?

- Казахстанцы очень похожи на итальянцев, они ценят семейные узы и близость к природе. Поэтому по выходным многие забираются в свои огромные внедорожники, отправляются в горы и устраивают барбекю и пикники везде, где это возможно. К сожалению, потом некоторые уезжают домой, оставив за собой мусор. Это происходило и в Италии. Благодаря повышению экологической грамотности и усилиям лесной полиции Guardia Forestale ситуация улучшилась. Сейчас в большинстве регионов страны люди осознают ценность природы и стараются ее уважать.

Я верю, что если построить грамотную инфраструктуру, можно сделать зеленые зоны привлекательнее для многих людей, и они потянутся к природе. Доступ играет в этом важнейшую роль! Людям нужна альтернатива - безопасный и удобный способ добраться в горы.

Вопрос не только в том, что внедорожники загрязняют окружающую среду, что само по себе ужасно, а еще и в трафике - ведь никому не хочется застрять в пробке по дороге домой после целого дня отдыха на природе! Поэтому решающее значение здесь имеет качественный общественный транспорт для людей, которые посещают природные зоны, живут в них или работают. Этот транспорт должен быть инновационным, соответствовать экологическим требованиям, иметь низкий углеродный след и быть комфортным в использовании.

Я бы также предусмотрел канатные дороги и фуникулеры, поднимающиеся к местам, где начинаются и заканчиваются горные тропы. Автомобильный доступ при этом должен строго контролироваться и ограничиваться. В целом я уверен, что спрос на доступ к природным зонам будет только расти - особенно к горам, куда тянется душа каждого алматинца.

Побольше бы таких канаток.

- Обратят ли на нас внимание иностранные экотуристы после победы над коронавирусом?

- Казахстан - страна, хранящая много природных секретов, будь то ваши невероятные степи или удивительные горы. Я считаю, это отличная отправная точка для развития экотуризма. Новая политика “открытого неба”, которую проводит ваше государство, даст многим людям возможность приехать сюда - и они с радостью ею воспользуются.

Когда мы преодолеем пандемию, а я надеюсь, что это случится скоро, люди полетят в Казахстан - за новым опытом, свежим горным воздухом, чистыми природными видами. Я думаю, вам важно будет не перегружать свои природные зоны и контролировать число принимаемых гостей. Считаю, что стоит стремиться к качеству, а не количеству. Как и всем туристическим направлениям, вам нужны гости, готовые возвращаться снова. Гости, которые будут ценить и уважать вашу природу.

Андрей КУКУШКИН, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть