Будет трудно, но не критично
У Казахстана достаточно ресурсов, чтобы справиться с нынешним кризисом
На днях Евразийский банк развития (ЕАБР) опубликовал прогноз экономического развития стран ЕАЭС. По мнению банковских аналитиков, ВВП государств этого экономического союза в нынешнем году снизится в среднем на 2,2 процента. В частности, в России падение может составить 2,3 процента, в Казахстане экономика, вероятно, уйдет в минус на 1 процент. Насколько обоснованны эти прогнозы и когда экономика Казахстана начнет выходить из рецессии, вызванной пандемией коронавируса и снижением цен на нефть? Об этом корреспондент “Времени” побеседовал с главным научным сотрудником Казахстанского института стратегических исследований при президенте страны Вячеславом ДОДОНОВЫМ.
- Вячеслав Юрьевич, действительно ли нам грозит снижение ВВП?
- В сегодняшней ситуации довольно много неизвестных. Прогнозы дает не только ЕАБР, но и Всемирный банк и Международный валютный фонд. И согласно всем этим прогнозам ожидается снижение экономики Казахстана, что обусловлено состоянием мировой экономики в целом. Напомню: ведущие финансовые институты считают, что этот год будет худшим со времен Великой депрессии. Судя по всему, снижение мировой экономики составит в пределах 2-3 процентов. Что касается нашей страны, то прогноз по ВВП - минус 1 процент - ранее уже выдало Министерство нацэкономики, и с этим предположением, думаю, можно согласиться.
По моему мнению, базовый шок от ситуации, связанной с ценами на нефть, а также, во вторую очередь, с режимом ЧП и коронавирусным фактором, могли бы вылиться у нас в 7-8 пунктов падения ВВП. Если помните, в конце прошлого - начале этого года предполагалось, что экономический рост у нас составит порядка 3,5-4,5 процента. И если исходить из этого прогноза и отнять эти 7-8 пунктов, то снижение получилось бы на уровне 3,5-4 процентов. Но благодаря большой программе господдержки, которая в совокупности уже составила порядка 6 трлн тенге, о чем недавно заявил президент ТОКАЕВ, а это порядка 8-9 процентов ВВП, падение будет практически нивелировано. Понятно, что всего не предскажешь, но я думаю, что те прогнозы, которые сейчас есть, весьма реалистичны.
Конечно, мы точно не знаем, сколько времени продлится карантин и режим ЧП, но, разумеется, любое его продление будет негативно сказываться на состоянии экономики. Согласно международным оценкам, режим самоизоляции и карантина ежемесячно снижает уровень ВВП в среднем на 2 процента.
- Котировки нефти сегодня скачут. Например, к концу прошлой недели она поднялась до 22,4 доллара за баррель. В нашем же уточненном бюджете ее цена заложена на уровне 20 долларов. Есть ли смысл пересматривать эту планку в сторону снижения или увеличения?
- Я думаю, что эта цена взята с запасом пессимистического прогноза. По моим прогнозам, среднегодовая стоимость нефти будет на уровне 30 долларов. Безусловно, цена на нефть будет подвергаться дальнейшему давлению, и, скорее всего, мы увидим новое снижение, потому что мировой кризис развивается. Мы еще не видели самое худшее: влияние этого кризиса непосредственно на саму экономику. А оно неизбежно будет, если исходить из нынешних штормовых условий. Это означает, что в мире будут крупные банкротства, будут, возможно, банкротства и муниципального уровня. А когда эти пакеты шоков начнут ускоряться, скорее всего, будет еще большее снижение на рынках, в том числе и на товарных - нефть может опуститься до 10-15 долларов.
И тем не менее я все же полагаю, что среднегодовая цена будет порядка 30 долларов за баррель. Потому что после всех этих максимальных падений отскок все равно произойдет, поскольку при таких низких ценах значительная часть нефти “отвалится” с рынка. К примеру, как сейчас американская сланцевая. К тому же экономики начнут постепенно активизироваться, будут запускаться компании, производства и так далее. Полагаю, что уже во втором полугодии мы будем наблюдать рост цен на нефть. А учитывая, что первые 2-3 месяца года цены были на уровне 50-60 долларов, все это даст в совокупности среднегодовую цену в 30 долларов.
- Достаточны ли и правильны меры, которые предпринимает государство для стабилизации экономики и поддержки населения?
- Да, они правильные и достаточно масштабные, охватывают большое количество населения. Судите сами, даже вот этими выплатами по 42 500 тенге было охвачено порядка 4 млн человек. Это очень большая доля охвата. Меры адекватные, но надо отметить, что все они направлены пока что только на минимизацию последствий режима ЧП и карантина. Это еще не те меры, которые нужны для поддержки экономики в целом и в первую очередь для базовых отраслей. Потому что базовые отрасли при таких ценах на нефть и металлы тоже страдают, и очень сильно. Сейчас из-за карантина фокус не на них, но для экономики очень важны добывающая промышленность и финансовый сектор. Поэтому через какое-то время придется оказывать поддержку базовым отраслям.
- Некоторые российские эксперты на днях заявили, что для преодоления текущей экономической ситуации и ее последствий необходима еще большая консолидация стран - участниц ЕАЭС, вплоть до трансформации объединения в некое подобие СССР. А как вы считаете?
- Я не думаю, что в этом есть необходимость. Это мнение каких-то маргинальных экспертов. В условиях надвигавшихся рисков каждая страна сделала попытки закрыться, в том числе и в рамках ЕАЭС, где вообще отсутствуют на нормативном уровне какие-либо ограничения. Это, может быть, не очень правильно. В определенных сферах, конечно, интеграция могла бы помочь решить проблемы, в том числе гуманитарного характера, к примеру в вопросах обеспечения медицинским оборудованием и средствами защиты. Но, с другой стороны, мы видели, что в странах наблюдался дефицит всего этого, поэтому данный формат был объективно невозможен. Да, более тесная интеграция, наверное, нужна, но она должна быть обусловлена другими причинами, а не конкретно этой ситуацией с коронавирусом.
- Способен ли Казахстан решить эти проблемы самостоятельно? Хватит ли нам собственных резервов?
- Тот запас, который у нас имеется, позволяет достаточно оптимистично смотреть на ситуацию. Другой вопрос, что кризис этот очень масштабный, поэтому нам надо быть готовыми к тому, что и расходы будут очень большими. И что ресурсы Нацфонда, который сейчас выступает основным донором антикризисных мер, будут довольно существенно использованы в этом году. Но этих ресурсов достаточно, чтобы преодолеть кризис.
Руслан БАХТИГАРЕЕВ, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА и с сайтов inbusiness.kz, Алматы