1521

Оправданный риск

Венчурное финансирование, то есть инвестиции в высокотехнологичные компании, - веяние, мало распространенное во всем мире. Не так много инвесторов ставят на карту свои миллиарды, поскольку высока вероятность того, что прибыли они не получат. Тем не менее Казахстан поставил перед собой задачу развивать венчурное фондирование. Почему это необходимо и как наилучшим образом развить и поддержать инновационные проекты, нам рассказал управляющий директор АО “Национальный управляющий холдинг “Байтерек” Адиль НУРГОЖИН.

Оправданный риск

- Адиль Ергалиевич, холдинг “Байтерек” поставил перед собой непростую амбициозную задачу - раскрутить в Казахстане венчурное финансирование. Но во всем мире существует лишь один процент венчурных инвесторов. Справитесь ли? Может, холдингу имеет смысл сконцентрироваться на каких-то других направлениях деятельности?

- Венчурные инвестиции - это достаточно специфический, высокорискованный и долгосрочный инструмент, но без него не развивается рынок индустрии. Без венчурного финансирования не было бы интернета, Фейсбука, Кремниевой долины и тому подобного. Поэтому у нас нет выбора: вопрос о том, участвовать в венчурном фондировании или нет, не стоит. Мы должны участвовать. Сегодня только высокотехнологичные решения могут быть эффективными, а создать и поддерживать их без венчурной индустрии невозможно вообще. Казахстан уже отстал в этой сфере, поэтому сейчас перед нами стоит задача быстро найти ниши, в которых мы можем преуспеть. При их выборе надо ориентироваться на базовые экономические отрасли Казахстана - горно-металлургический комплекс, нефтепереработку, аграрный сектор, логистику.

- Задача поддерживать компании, создающие наукоемкие продукты, была поставлена перед АО “Национальное агентство по технологическому развитию” (НАТР). В адрес данной организации звучало много критики из-за неокупаемости государственных вложений и отсутствия прозрачности выделения грантов компаниям. Впоследствии НУХ “Байтерек” трансформировал НАТР в АО “QazTech Ventures”, которое должно сфокусироваться как раз таки на развитии венчурного рынка. На те же грабли не наступите?

- Давайте поймем простую истину: сотрудник научно-исследовательского института или профессор вуза - это не бизнесмены. Они не смогут раскрутить созданный ими продукт на рынке. НАТР поддерживал науку, прикладные научные исследования. Ни государство, ни научные работники не смогут эффективно инвестировать средства и коммерциализировать технологичные решения, продукты. Преуспеть в этом могут только бизнесмены, хорошо понимающие рыночные механизмы. В связи с этим и было принято решение трансформировать НАТР в QazTech Ventures, который сфокусируется на трех основных направлениях. Первое - это создание совместных венчурных фондов с международными и частными инвесторами при поддержке частных управляющих венчурных компаний. Второе - поддержка частных бизнес-акселераторов и бизнес-инкубаторов через грантовые программы, чтобы они готовили для рынка большое количество стартапов. И третье - технологический консалтинг для компаний, которые хотят применить новые технологии, произвести трансферт технологий и апгрейд, а также выйти на новые рынки.

- Таким образом, прямого инвестирования больше не будет?

- Да, вместо этого QazTech Ventures будет работать в формате фонда фондов и создавать венчурные фонды, направленные на поддержку технологических компаний в Казахстане. Еще раз подчеркну, что QazTech Ventures будет поддерживать компании-акселераторы, которые в свою очередь будут заниматься венчурным финансированием компаний, занимающихся инновационной деятельностью. В рамках инструмента бизнес-инкубирования будет оказываться финансовая поддержка инкубаторов путем возмещения их операционных расходов, а также финансовая поддержка проектов этих инкубаторов. Технологический консалтинг предполагает услуги по технологическому брокерству в формате В2В, а также технологическую экспертизу проектов. Выбранные приоритетные инструменты позволят поддерживать молодые высокотехнологичные компании, а также делать посевные инвестиции при выводе этих компаний на высокий уровень.

Отмечу также, что штат QazTech Ventures втрое меньше, чем был в НАТР. В агентстве работали 130 человек, которые занимались большой бумажной работой, администрированием грантов. Все ненужные функции мы исключили, сократили агентство и сосредоточились на трех понятных направлениях.

- А есть уже какие-то промежуточные результаты работы QazTech Ventures?

- QazTech Ventures поддержало трех акселераторов - SmArt.Point, Most и Byintek. С помощью акселератора мы помогли одной компании привлечь венчурные инвестиции из Сингапура на сумму почти 400 тысяч долларов. Это кропотливый процесс, когда фонд с акселератором помогает компании создать юридическое лицо, структурировать процессы, правильно заключить первые контракты. Таким образом, как видите, QazTech Ventures не инвестирует средства напрямую - мы отошли от этой схемы из-за коррупциогенной составляющей. Если государство непосредственно контактирует с бизнесом, то возникает много вопросов о том, как были заключены сделки, куда именно ушли деньги.

- Насколько Казахстан интересен для зарубежных венчурных инвесторов?

- Казахстанской венчурной индустрии как таковой еще не существует. Есть отдельные бизнес-ангелы и фонды, которые делают инвестиции. Чтобы такая индустрия появилась, необходимо сформировать стандарты, структурировать фонды, привлечь деньги и управляющие компании с мировым именем, которые можно будет интегрировать с другими экосистемами. Казахстан как рынок никому не интересен, это нужно четко понимать. 18 миллионов человек населения, удаленность от всех возможных логистических путей, низкая покупательская способность. Если мы, небольшая страна, не будем интегрироваться с мировыми экосистемами, нам ничего не светит. Сейчас мы привлекаем сингапурские холдинги, открываем здесь их офисы, даем им деньги, чтобы вместе с нами они инвестировали средства в стартапы. Это для нас единственная возможность выходить на мировые рынки. Другого варианта нет. Международному инвестору слишком рискованно делать вложения в Казахстане без надежного партнера. Партнером может быть только государство, только с ним инвесторы чувствуют себя комфортно.

Перед нами сейчас стоит задача до конца этого года создать внутри QazTech Ventures один-два венчурных фонда, научить их работать с английским правом. Если этот процесс наладить, появится несколько фондов, на рынок придут большие игроки, которые свяжут нашу маленькую экосистему с мировыми рынками, в которых есть валютная выручка.

Лэйла ТАСТАНОВА, фото предоставлено пресс-службой АО “НУХ “Байтерек”, Нур-Султан

Поделиться
Класснуть