Дархан КАНАТБЕКОВ, председатель КУИС МВД: Реформа многое изменит в нашей системе
Почему в казахстанских колониях продолжают пытать и убивать заключенных? Поможет ли высокая зарплата и раздача ключей от служебного жилья минимизировать коррупцию в пенитенциарной системе? Почему актуальную проблему безработицы в колониях никак не мог решить ни один руководитель профильного комитета МВД? Действительно ли эмиссары нетрадиционного ислама вербуют заключенных в колониях и те выходят на свободу потенциальными террористами? На эти и другие вопросы в эксклюзивном интервью “Времени” ответил недавно назначенный председатель комитета уголовно-исполнительной системы МВД полковник Дархан КАНАТБЕКОВ. При этом полковник юстиции не стал прятаться за традиционной фразой “интервью и другие публичные выступления только после 100 дней приказа о назначении...”.
- Дархан Турсынович, представляя вас коллективу КУИС, министр внутренних дел Ерлан ТУРГУМБАЕВ акцентировал внимание на предстоящей модернизации органов внутренних дел и уголовно-исполнительной системы. С чего лично вы начнете реформу?
- С дисциплины сотрудников и неукоснительного соблюдения закона. Следующий шаг - повышение требований к кадровой работе. Постараемся удержать опытных сотрудников и особое внимание уделить молодым специалистам.
Хочу отметить, что эффективность работы невозможна без поддержки общества: создан национальный превентивный механизм, по всей стране работают общественные наблюдательные комиссии и неправительственные организации, которые оказывают большую помощь в ресоциализации людей, освободившихся из колоний.
Кроме того, работаем над внедрением IT-технологий: получение образования и дальнейшее трудоустройство, видеосвязь осужденных с родными, ведь далеко не каждый родственник может поехать в другой регион навестить близкого человека. Во всех учреждениях установлены таксофоны - словом, делаем все, чтобы вернуть человека в общество нормальным, а не озлобленным...
- По вашему мнению, хватит ли в МВД средств на высокие зарплаты для целой армии куисовцев?
- В 2017-м нам уже подняли зарплату на 25 процентов. В этом году за счет сокращения штатов и модернизации предусмотрено очередное повышение - на 55 процентов для оперативных служб и на 20 - остальным сотрудникам.
В рамках реформы планируется решить проблему и с жильем: сегодня только оперативникам оплачивается аренда квартир. В МВД сейчас инициируют вопрос об оплате аренды всем без исключения сотрудникам ведомства. В этом случае, полагаю, многие жилищные проблемы будут решены. В том числе и кадровые. Сегодня некоторые сотрудники живут в 50-100 километрах от колоний, не у всех есть возможность снимать жилье.
- Правозащитники не первый год предлагают вывести КУИС из МВД, напрямую подчинив его правительству, и сделать должность председателя комитета гражданской.
- Разговоры о передаче функций КУИС в другое ведомство ходят не первый год. Ранее комитет из МВД уже передавали в Минюст, позже вернули обратно в полицейское министерство. В любом случае пенитенциарная система сохраняет определенную самостоятельность. Председатель КУИС назначает на должности и присваивает специальные звания, может наказать и поощрить как подчиненных, так и осужденных. Не забывайте, что мы работаем с особым контингентом людей: криминальными авторитетами, насильниками, малолетними преступниками...
- В последнее время фактов превышения должностными полномочиями сотрудниками колоний хоть отбавляй. По каждому ЧП возбуждаются уголовные дела, нередко сотрудники меняют форму на тюремную робу. Недавно колония в Заречном Алматинской области прогремела на всю страну: осужденный Артур ШАМРАЕВ зарезал ножницами заключенного Романа ВАЙГАНДТА. Каковы итоги служебной проверки этого ЧП?
- За халатность к дисциплинарной ответственности привлечены 36 сотрудников колонии и Национальной гвардии МВД, из 22 руководителей разных рангов одного уволили, шестерых освободили от занимаемых должностей, еще десятерым объявили о неполном служебном соответствии. Подобные ЧП в учреждениях недопустимы.
- Моя коллега Ирина МОСКОВКА неоднократно описывала ситуацию с заключенным Валерием ЧУПИНЫМ, замученным до смерти в карагандинской колонии АК-159/7. Несмотря на все попытки администрации укрыть это преступление и избавиться от некоторых важных улик, дело все-таки удалось довести до суда. Что толкает тюремное начальство на пытки и жестокие издевательства над осужденными?
- К сожалению, человеческий фактор. Мы пресекаем такие факты, проводим профилактические беседы в коллективах и принимаем меры по повышению уровня знаний законов, в том числе и международных. В колониях работает институт психологов. Результат очевиден: в 2017-м к уголовной ответственности за пытки были привлечены девять сотрудников, а вот в прошлом году фактов пыток уже не было зарегистрировано. Одним из эффективных вариантов предотвращения пыток и соблюдения международных стандартов считаю переход к покамерному содержанию как наиболее оптимальному и безопасному для осужденных.
- Приведу еще один вопиющий факт, о котором мы тоже писали: мученическую смерть экс-чемпиона Казахстана по дзюдо Бахытжана АБДЫКАРИМОВА, обнаруженного в павлодарской колонии с перерезанным горлом и сотней колото-резаных ран, администрация поспешила выдать... за самоубийство! Правда, следствию все же удалось доказать причастность некоторых сотрудников колонии к смерти спортсмена. Какие оргвыводы были сделаны и сколько человек в погонах привлечено к ответственности?
- Восемь сотрудников. Начальник колонии был уволен по отрицательным мотивам, первый зам освобожден от занимаемой должности, еще одного заместителя предупредили о неполном служебном соответствии. Позже суд Павлодара осудил бывшего начальника к четырем годам, еще двух сотрудников - к шестилетнему сроку каждого. Колонии и следственные изоляторы регулярно посещают члены различных общественных организаций, пишут нам рекомендации, на основе которых мы устраняем недостатки.
- Региональный директор Международной тюремной реформы в Центральной Азии Азамат ШАМБИЛОВ считает, что после передачи тюремной системы в МВД в три раза выросли факты членовредительства в колониях. Что толкает сидельцев на такие поступки и можно ли избежать подобного кровопролития?
- Лишение свободы человека предполагает и определенные ограничения, которые часть заключенных не способна принять. Часто недовольство режимом содержания перерастает во враждебность к администрации, к другим осужденным, возникают конфликты. Поводы членовредительства разные: приговор суда, нежелание соблюдать режим, отказ от перевода в другое учреждение - такие причины можно перечислять десятками. Обратите внимание: 95 процентов спецконтингента осуждены за тяжкие и особо тяжкие преступления. Основная масса людей стоит на учете как лица, склонные к суициду, членовредительству, дезорганизации работы колонии. Многие страдают психическими заболеваниями и душевными расстройствами.
Путем шантажа и угроз, запугивания и провокаций отрицательно настроенные осужденные пытаются возобновить в колониях воровские традиции. Слабохарактерных вынуждают “вскрываться”, пытаясь установить свои правила в учреждениях либо получить какие-то привилегии. Хочу сказать, что нередко криминалитет привлекает так называемых псевдозащитников, которые поднимают волну в соцсетях и СМИ, заявляя о тюремном беспределе. На самом деле это одна из попыток, как говорят у нас, сломать режим. И наша задача, несмотря на необоснованные нападки некоторых журналистов и блогеров, убедить людей, попавших за решетку, соблюдать закон.
- Большую тревогу в обществе вызывает смертность в зонах. По данным правозащитников, за последние 12 лет в местах лишения свободы умерли более четырех тысяч человек.
- Правозащитники завысили количество почти на 600 случаев, но факты смертности действительно имеются. Однако несмотря на дефицит врачей, за последние четыре года смертность снижена более чем наполовину. Замечу, что люди в колонии поступают уже с хроническими заболеваниями: 50 процентов осужденных еще на свободе ходили с целым букетом болезней. Наши врачи многих из них поставили на ноги - в большинстве колоний установлено самое современное медицинское оборудование. Причем не во всех районных поликлиниках такое имеется. Кроме того, для снижения смертности внесены изменения в приказ МВД о расширении перечня заболеваний, являющихся основанием для освобождения от наказания. За последние три года из колоний по болезни освободились 96 человек.
- Осужденные из учреждения ЕЦ 166/4 города Атбасара жалуются, что сотрудники колонии и активисты не только присутствуют при разговоре с родными по таксофону, но и заставляют заключенных произносить в трубку “осужденный такой-то...” вместо “здравствуй, мама”. Знаете ли вы об этих фактах и насколько законны такие требования администрации?
- Осужденным дано право на таксофонный звонок продолжительностью 15 минут, и разговаривают они произвольно, без всякой казенщины. В комнатах переговоров установлены камеры видеонаблюдения, а требования администрации заставлять осужденного представляться родным “осужденный...” явно незаконны. По факту в Атбасаре я отдельно разберусь! И если такие факты были, виновные будут наказаны - обещаю!
- Некоторые сотрудники колоний за деньги проносят туда наркотики, спиртное, мобильные телефоны. А вот представители РГП “Енбек” при КУИС даже религиозную литературу в зоны заносят - это данные Генпрокуратуры.
- Мы активно проводим антикорруционную политику во время обучения будущих сотрудников в профильных вузах, часто выступаем в коллективах с разъяснениями. Но факты злоупотребления или превышения полномочий все же встречаются. Конечно, как работодатель, я и начальники учреждений должны обеспечить своим сотрудникам хотя бы социальный минимум: жилье, медобслуживание, выдачу формы и достойную зарплату. Но в КУИС нет фонда ведомственного жилья, многие сотрудники в отдаленных районах не имеют нормального медицинского обеспечения, небольшая зарплата не покрывает потребностей их семей. Поэтому-то реформа в МВД, безусловно, коснется и УИС.
- Безработица в колониях - одна из постоянных головных болей любого председателя КУИС. Как бы он ни старался и ни обещал с самых высоких трибун решить этот вопрос, всякий раз проблема остается открытой. И даже госпредприятие “Енбек”, призванное заниматься трудоустройством заключенных, как говорится, не спасает ситуацию. Тысячи сидельцев, не имея работы, не могут погасить судебный иск и получить возможность выйти по УДО.
- За три прошедших месяца мы обеспечили работой около 11 тысяч осужденных из более чем 14 тысяч человек, признанных трудоспособными. Желательно, конечно, чтобы все они зарабатывали, помогали своим родным, погашали судебные иски. Но имеется ряд объективных причин: производственные мощности “Енбека” изношены и устарели, что не дает возможности выпускать качественную и конкурентоспособную продукцию; необходимо значительное финансовое вливание на модернизацию материально-технической базы колоний; практически нет госзаказов, а производство в учреждениях носит, как правило, разовый характер. Кстати, руководители региональных департаментов активно привлекают бизнесменов: сегодня в спецучреждениях работают свыше 200 предпринимателей, которые обеспечили стабильной работой более трех тысяч осужденных.
- В одном из интервью газете “Время” тогдашний начальник департамента Генпрокуратуры по надзору за соблюдением прав лиц, отбывающих уголовное наказание, Серикбай ЕРИМБЕТОВ говорил: вопросы трудоустройства необходимо передать руководству колоний. Готовы ли сегодня начальники учреждений обеспечить работой заключенных?
- Эту актуальную проблему мы не раз обсуждали с участием многих госорганов и представителей бизнес-сообщества. Дискуссии порой до споров доходили: увы, имеет место несовершенство законодательства. Например, в Министерстве национальной экономики считают, что наделение начальников учреждений правом заниматься производственной или предпринимательской деятельностью не соответствует требованиям Предпринимательского кодекса.
В Минфине, в свою очередь, полагают, что введение данной нормы повлечет вливание средств на модернизацию производственной базы и увеличит расходы на содержание колоний, а это большая нагрузка на бюджет. В Агентстве по делам госслужбы и противодействию коррупции прямо говорят: подобный опыт повлечет расширение полномочий по управлению выделенными средствами и может создать благоприятную почву для роста коррупции в КУИС.
Изучив все эти предложения, правительство считает нецелесообразным этот вопрос.
- В некоторых учреждениях УИС имеются факты влияния эмиссаров нетрадиционного ислама на осужденных. На одном из заседаний Совбеза тогдашний экс-глава КНБ Владимир ЖУМАКАНОВ так и доложил: Руслан КУЛЕКБАЕВ, совершивший теракт летом 2016 года в Алматы, именно в колонии попал под влияние так называемых бородачей.
- В колониях действительно есть люди, отбывающие наказание за экстремизм и терроризм. С ними ведется индивидуальная профилактическая работа не только нашими штатными теологами - работают сотрудники Комитета национальной безопасности, Министерства информации и общественного развития, акиматов, представители духовенства. Широко внедряются мировой опыт борьбы с этим злом и новые методики. Кстати, теологическая реабилитационная служба в КУИС была введена по поручению Елбасы. Одним словом, воспитание и профилактика плюс режим позволили нам исключить формирование радикальных групп и минимизировать возможность пропаганды запрещенной религиозной идеологии в пенитенциарной системе.
- Недавно Счетный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета сообщил о неэффективном использовании более 338 млн тенге в структурах УИС и административной полиции МВД. Почему это произошло?
- Я тщательно изучил этот ревизионный акт, связанный с процедурой сопровождения информационных систем без ввода в промышленную эксплуатацию на сумму 88 млн тенге. Однако из-за изменений в законодательстве ввод базы в эксплуатацию затянулся. Если бы мы тогда приостановили работу, неэффективное освоение вылилось бы в куда более внушительную цифру - 600 млн, которые были выделены на разработку этой самой базы данных. Другими словами, мы сохранили эти сотни миллионов. Кстати, с нашими доводами эксперты Счетного комитета согласились, поэтому в своем акте они не указали на халатность или злоупотребление со стороны наших сотрудников.
Тохнияз КУЧУКОВ, фото пресс-службы КУИС МВД, Нур-Султан