Казна счёт любит
Руководитель Агентства по делам госслужбы и противодействию коррупции уверен: корень всех бед в том, что чиновники неправильно планируют расходы
Так сложилось, что в Казахстане главный двигатель экономики - это само государство. Государство является основным заказчиком по огромному количеству товаров и услуг. Государство строит дороги, дома, различные инфраструктурные объекты, ремонтирует уже имеющееся имущество, приобретает новое оборудование, продукты и многое другое. Но прежде чем купить какой-то товар или построить какой-то объект, чиновники должны подготовить предварительную документацию и доказать необходимость этих трат. На все эти приготовления уходят месяцы. И это собирается исправлять глава АДГСПК.
Алик Шпекбаев подчеркивает: уровень бюрократии в госорганах по-прежнему остается высоким. В результате сбор данных по какому-то вопросу порой занимает до 80 рабочих дней, а согласовывают и утверждают бюджет до трех месяцев. И все это отражается на актуальности решаемых задач. При этом бюджетные заявки становятся настолько большими, что их просто невозможно исследовать в полном объеме.
К чему это ведет? Руководитель агентства приводит пример: Счетный комитет выявил в Министерстве юстиции неэффективное планирование бюджета на
7 миллиардов тенге, а в комитете по чрезвычайным ситуациям МВД - на 3,3 миллиарда. При этом никто из чиновников не был привлечен к ответственности за допущенные ошибки.
Ключевая роль в обеспечении экономии бюджета отведена бюджетным комиссиям, члены которых полагаются на заключения рабочих органов - либо Министерства финансов (если речь идет о республиканском бюджете), либо акиматов. Однако расчеты работающих в них чиновников далеко не всегда верны. По данным Алика Шпекбаева, в 2014 году республиканская бюджетная комиссия утвердила заявку АО “НК “ЭКСПО-2017” на 870 миллиардов тенге, хотя на строительство было необходимо потратить всего 420 миллиардов. То есть утвердили явное завышение стоимости проекта!
Г-н Шпекбаев убежден: проблема бюджетных комиссий обостряется тем, что в их работе не задействована общественность. В республиканской комиссии, к примеру, нет ни одного представителя гражданского общества, хотя “в республике имеются известные активные эксперты в этой области, целиком и полностью поддерживающие политику государства”.
Здесь необходимо сделать небольшое отступление, чтобы попытаться разобраться, кого имеет в виду Алик Жаткамбаевич. Ведь у него самого немалый опыт работы с общественностью. Более того, сейчас при АДГСПК действует и неплохо себя проявляет специальная мониторинговая группа, возглавляемая экс-депутатом мажилиса Айгуль СОЛОВЬЕВОЙ. Этот орган занимается самыми разными вещами, например, изучает, кто живет в студенческих общежитиях, оснащены ли госучреждения пандусами для инвалидов и так далее. Работа полезная. Кто спорит?! Однако среди членов этой группы есть люди, скажем так, с неоднозначной репутацией. К примеру, экономист, ставший экспертом по широкому кругу вопросов, который в свое время не вернул огромный кредит Банку развития Казахстана. Некоторое время назад этот человек пытался построить свой бизнес на деньги государственного банка, потерпел крах и... превратился в ярого общественника, любителя давать советы.
А вот еще один “лидер общественного мнения”, увлеченный мониторингом. Этот персонаж задолжал более 10 миллионов тенге банку и двум женщинам. У него стоит ограничение на выезд из страны, судебные исполнители следят за поступлениями денег на его банковские счета. Но это нисколько не мешает ему участвовать в проверках, высказывать свое “авторитетное” мнение, всерьез рассуждать о государственной политике, давать рекомендации Нацбанку и правительству.
Возникает логичный вопрос: неужто именно этих людей Алик Жаткамбаевич собирается вводить в бюджетные комиссии, чтобы они оказывали влияние на принятие решений о выделении государственных средств? Если да, то есть определенные сомнения, что объективность этих органов повысится. Не приходится сомневаться, что возрастет градус популизма. Но принесет ли это пользу в борьбе с бюрократией?.. Хотя, по большому счету, генерал Шпекбаев прав: в стране действительно есть компетентные эксперты, чья репутация не подлежит сомнению. Главное, чтобы их не заслонили большими животами и яркими галстуками иные “специалисты”.
В целом же председатель АДГСПК предлагает сразу пять конкретных шагов для повышения эффективности и рациональности планирования государственных расходов. Среди них введение административной и дисциплинарной ответственности за неэффективное планирование и использование средств, обеспечение открытости процесса бюджетного планирования с использованием цифровизации. Кроме того, считает Шпекбаев, следует внести изменения в закон “О государственном аудите”, прописав в нем термины “упущенная выгода” и “экономические потери”.
И пожалуй, самое интересное предложение руководителя Агентства по делам госслужбы касается участия простых граждан - неэкспертов - в определении и выборе объектов финансирования. Ведь в развитых странах у жителей определенного региона спрашивают, на что потратить ту или иную сумму, и люди сами решают, что им нужнее. Называется это партиципаторным бюджетированием и используется даже в ближнем зарубежье.
Вы только представьте себе некий провинциальный городок, жителей которого спросят, куда они хотят направить, скажем,
10 миллиардов тенге, собранных из их налогов: строительство выделенной линии общественного транспорта, расширение сети велодорожек, замену тротуарной плитки в центре или, допустим, на решение экологических проблем и перевод на газ загрязняющей атмосферу ТЭЦ. Нет сомнений, что люди единогласно выскажутся за велодорожки и плитку, но это будет коллективное решение, а не навязанное налогоплательщикам отдельно взятым чиновником, увлеченным модными тенденциями градостроительства, подсмотренными в европейской глубинке.
Словом, можно сделать вывод: предложения Алика Шпекбаева интересны и актуальны. Но в то же время хочется, чтобы глава столь серьезного госоргана помимо выдвижения реформаторских идей занимался и своими прямыми обязанностями. Тем более что в последние месяцы заметно прибавилось жалоб на работу Нацбюро по противодействию коррупции, входящего в состав АДГСПК. Причем на недочеты в деятельности антикоррупционной службы обращают внимание и суды, с незавидной регулярностью требующие привлечь к ответственности того или иного борца с коррупцией за провокацию или фальсификацию улик. И с этим Алику Жаткамбаевичу надо что-то делать. Причем желательно до победы над бюрократией.
Алматы