2629

Торжество исторического позитивизма

     Для многих людей с национальным мышлением статья Нурсултана НАЗАРБАЕВА “Семь граней Великой степи” стала настоящим откровением. В представлении не только наших современников, но и предыдущих поколений национальная история воспринималась как бесконечная череда трагедий и лишений, через которые проходит казахский народ. Это сформировало общее мнение о страданиях как неизбежной судьбе казахов.

В принципе, для такого видения действительно достаточно исторических фактов и событий: это и Великий голод, носивший характер геноцида, и нашествия джунгар, эпоха Ақтабан шұбырынды, политические репрессии 30-х годов, жертвы лидеров движения “Алаш” на пути к национальному освобождению, Желтоксан и гонения на казахскую молодежь в 80-х...
Но Нурсултан Абишевич показал и другое видение прошлого с точки зрения концепции исторического позитивизма.
Для меня и многих коллег такой взгляд неожидан и необычен. Но президент обосновывает каждое свое утверждение, опираясь на конкретные исторические данные и поручая провести научные исследования там, где таких данных недостаточно.
Некоторые из этих примеров давно и хорошо известны, однако лишь Нурсултан Абишевич свел их воедино и предложил рассмотреть в подобном ключе. Например, всадническая культура и коневодство - всем нам давно известная привычная обыденность, элемент быта, который вроде бы существовал всегда. Сегодня использование лошади в хозяйстве порой даже кажется неким архаизмом.
Но ведь действительно, как и показал Елбасы, вплоть до промышленной революции и внедрения парового двигателя в XIX веке даже в самых развитых странах лошадь оставалась основной производственной силой и в сельском хозяйстве, и в быту, и в производстве, включая механизмы на лошадиной тяге. Если эра лошадей исчисляется тысячелетиями, то сменившие их электричество и двигатель внутреннего сгорания правят всего пару веков. С исторической точки зрения как минимум 90 процентов предыдущей хозяйственной истории человечества связано с доминированием лошадиной силы.
А между тем приручение лошади, как и культура всадничества, берет начало на территории нашей страны, и сделали это наши пращуры.
Сильное влияние на развитие тогдашних технологий оказало и использование лошадей в военном деле, создание боевой конницы. Например, для изготовления доспехов, кольчуги, щитов понадобилось умение производства железного листа, прута и проволоки. Эти навыки также одними из первых в мире освоили наши прародители.
Со школьной скамьи мы знаем, что один из мировых центров древней металлургии находился на территории нашей страны: открыты и исследованы древние плавильные печи в Восточном, Северном и Центральном Казахстане. Но мы никогда не задумывались, что для своего времени это была невиданная, взрывающая мозг технологическая инновация на уровне волшебства.
Причем речь шла не просто о производстве металлов, но и об изготовлении из них уникальных изделий: не ограничиваясь доспехами и оружием, наши предки делали конскую сбрую (включая изобретение уздечки, седла и стремени), хозяйственные инструменты, украшения. Исследователь научного прогресса Линн УАЙТ однажды сказал, что “изобретение стремени в истории человечества совершило революцию, равную изобретению самолета или автомобиля”.
Кстати, об украшениях. Многие народы только столетия спустя достигли уровня ювелирных украшений, изготовлявшихся на территории Казахстана еще в V-VI веках до н. э. А ведь развитие искусства - показатель и материальное выражение духовного развития этноса.
Отдельная тема - уровень городской инфраструктуры. Наряду с кочевыми цивилизациями тюркские племена, из которых затем и сложился казахский народ, строили множество городских поселений и настоящих городов с высоким уровнем благоустройства. Городское строительство было массовым и достаточно комфорт­ным для своего времени. В начале 90-х я летел на неспешном Ан-24 из Алматы в Талдыкорган вместе с моим большим другом и историком Куандыком КАКИЛЬБАЕВЫМ, и за короткий полет он показал с высоты больше двадцати остатков древних городищ только вдоль одного этого маршрута!
С детских лет все мы знаем о древних городах Тараз, Койлык, Отырар, Сауран, Сыганак… Не так давно обнаружен город Бозок рядом с Астаной. По этим городам тысячи лет протекал Великий шелковый путь, сходились Запад и Восток, взаимодействовали мировоззрения, культуры и технологии. И именно предки казахов были основными “акционерами”, гарантами и покровителями этого котла цивилизацией, в который стекалось и выплавлялось все самое лучшее и передовое для своего времени.
Многие из нас вместе с родителями или одноклассниками бывали на их развалинах, подбирали черепки и наконечники стрел. И своими глазами видели остатки древних водопроводов, канализационных систем, бань… Но почему-то никто не додумался сравнить инфраструктуру тюркских городов с европейскими городами того же времени, где водопроводы и бани были редкостью, а канализация и вовсе приятным исключением…
Нет смысла пересказывать статью, но по цельному впечатлению она заставляет думать и сопоставлять многое, мимо чего мы раньше проходили, не замечая тех граней, на которые обратил внимание Нурсултан Абишевич. И эти сопоставления, безусловно, поднимают национальный дух, вызывают чувство гордости за свой народ.
Мне думается, что главный смысл этого документа даже не в истории, а в том, какое влияние, какой посыл она дает нашим современникам и будущим поколениям. В нашем глобальном, открытом всем ветрам и новшествам мире молодые поколения казахов, и шире - казахстанцев, могут уверенно расти и творить, не оглядываясь на чужой скепсис, поскольку за ними стоит мощный генетический потенциал их предков - творцов истории и цивилизаций.
Раньше мне нередко доводилось слышать в адрес нацио­нально мыслящих людей обвинения в ксенофобии, негативизме, зацикленности на трагедиях казахов. Но статья президента кардинально меняет повестку дня национальной тематики: отныне человек, декларирующий национальные интересы, утверждается как прогрессивная, творческая, жадная до открытий и способная к инновациям личность.
Уверен, что исторический позитивизм, блестяще выведенный и обоснованный в труде “Семь граней Великой степи”, станет реальной опорой для будущих поколений, залогом их грядущих открытий и побед.

Азат ПЕРУАШЕВ, депутат мажилиса, лидер парламентской фракции ДПК “Ак жол”

Поделиться
Класснуть