6570

Кривое зеркало рынка

     Больше двух месяцев минуло после потрясшей всю страну гибели фигуриста Дениса ТЕНА от рук воров, снявших зеркала с его внедорожника. Сразу после убийства ДВД Алматы не на шутку активизировался: начались рейды на авторынках, изымание краденых запчастей, стало больше пеших патрулей. Вроде бы все правильно. Но по большому счету, бесполезно. Почему? Тимур ЖАРКЕНОВ, глава Союза независимого автобизнеса Казахстана, в интервью нашей газете предлагает свой вариант ответа на этот животрепещущий вопрос. 

- Логика вроде бы простая: если запчасть несложно украсть, то ее, скорее всего, украдут, - начинает он разговор. - Именно так происходило в лихие девяностые: автомобилисты ставили машины на стоянки, платили за охрану. Но потом наступил период, когда автомобили перестали угонять, снимать с них колеса и зеркала. А все почему? Потому что начал активно развиваться малый и средний бизнес, в страну стали завозить огромное количество доступных запчастей, и спрос на краденый товар упал. Ну какой смысл человеку покупать запчасть на черном рынке, если ненамного дороже стоит новая? Причем в магазине, где дадут чек, возьмут на себя гарантийные обязательства и даже вернут деньги, если деталь окажется бракованной...
- Но малый и средний бизнес и сейчас живет неплохо. Почему же появился спрос на зеркала?
- Вы не правы, малый и средний автобизнес практически уничтожен. А случилось это после того, как больше пяти лет назад наша страна вступила в Таможенный союз (который затем превратился в Единое экономическое пространство) и поддержала нормы о защите прав на интеллектуальную собственность, а также использование названий торговых марок. Причем и Россия не особо горела желанием поддерживать эти нормы, но таковы были условия транс­национальных корпораций. Мы тоже поддерживаем право производителя на интеллектуальную собственность, однако наше законодательство по-своему понимает этот вопрос. С введением этих норм казахстанцам запретили заниматься так называемым параллельным импортом. Проще говоря, нам запрещено покупать легальные товары у официальных продавцов за рубежом, чтобы перепродавать их в Казахстане. А именно этим занимался МСБ в сфере автозапчастей.
- И как это связано с теми же автозеркалами?
- А очень просто: они резко подорожали, как и все другие запчасти. Сейчас пара зеркал в сборе на дорогой автомобиль может стоить у официального дилера от 500 тысяч тенге до миллиона. При этом зачастую их нет в наличии, то есть придется заказывать, ждать две-три недели, а то и месяц. А раньше вы могли обратиться в небольшой магазин, который также торговал официальными запчастями. Но нас почему-то называли серыми дилерами. Хотя какие мы серые, если покупали товар у тех же производителей, что и официальный дилер? Сейчас, когда рынок зачистили и монополизировали, оригинальные зеркала брать негде (как, впрочем, и многие другие детали), автовладельцы поставлены перед выбором: либо покупать очень дорогие запчасти у официального дилера, либо брать тот же оригинал, но снятый у соседа минувшей ночью. Правда, есть еще вариант с дубликатами. Но не во всех узлах автомобиля можно использовать дубликаты. Например, нет проблем, если вы поставите на свое авто бампер-дубликат. Там будет пластик чуть тоньше, но это никак не скажется ни на ходовых характеристиках, ни на безопасности. А вот сложные агрегаты должны быть оригинальными.

- Получается, во всем виноваты официальные дилеры?
- Они тоже не рады такому повороту. Во-первых, за эти пять лет подорожали все запчасти, и в целом подорожал сервис, что вызвало отток клиентов: все больше покупателей уходит к тем, кто занимается дубликатами или авторазборами, а значит - растет черный рынок, где торгуют контра­бандными либо криминальными запчастями. Во-вторых, пока рядом были магазины, торговавшие оригинальными запчастями, клиента всегда можно было отправить туда, чтобы он купил не имеющуюся в наличии деталь. Именно благодаря нам, кого называли раньше серыми дилерами, цены на детали оставались примерно на одном уровне. В-третьих, из-за введения норм по защите прав на интеллектуальную собственность дилер не стал получать дополнительный доход. Вся прибыль теперь достается зарубежным поставщикам. 
- Может быть, государство получило от этого выгоду?
- Никакой! Когда нам запретили параллельный импорт, то обещали: это приведет к росту налогов, потому что все будут торговать только легально. Мы сегодня этого не видим. Кроме того, нам говорили: мол, со временем в стране появятся заводы по производству запчастей. И что же? Ни одного завода так и не появилось, и сейчас даже отечественный автопром вынужден завозить запчасти из-за рубежа. По сути, запрет на параллельный импорт оказался выгоден только чиновникам, вымогающим дань у продавцов. Вот скажите, вы слышали о сотрудниках департамента юстиции Алматы, которых осудили в прошлом году?
- Слышал, но деталей не помню.
- Эти ребята из отдела интеллектуальной собственности вместе со своим начальником Тельманом АКБАЕВЫМ решили закошмарить членов нашего союза. Начали ходить по бутикам на авторынках и требовать мзду: вот у тебя запчасти на “тойоту” - плати 100 тысяч тенге, у тебя на “лексус” - плати 200 тысяч. При этом угрожали ответственностью за использование названий торговых марок. Когда мы об этом узнали, то обсудили ситуацию с чиновниками. Члены нашего союза торгуют запчастями, легально приобретенными на территории Единого экономического пространства, проще говоря, завезенными из России. И закон этого не запрещает. Вроде бы нас услышали и поняли. А потом Акбаева с кем-то из подчиненных арестовали при получении взятки, а весь отдел распустили. И это ведь не только с автомобильными запчастями связано. У тех же чиновников из департамента юстиции изъяли айфоны - они якобы защищали права компании Apple и на деле просто изымали продукцию у бизнесменов, чтобы пользоваться телефонами и айпадами самостоятельно. Запрету на параллельный импорт, кстати, рады и таможенники - теперь поводов для изъятия товара у них стало еще больше. 
- Есть ли выход из этой вроде бы тупиковой ситуации? 
- Выход есть. Мы можем на своем законодательном уровне изменить нормы для Казахстана. Запрет на параллельный импорт используется далеко не во всех странах. Да, он действует на территории Евросоюза, но Евросоюз - самодостаточная организация, которая производит огромное количество товаров и способна сама себя прокормить. Наша страна сильно зависима от импорта, поэтому любые ограничения приводят к таким тяжелым последствиям. По сути, под вывеской защиты прав на интеллектуальную собственность и торговых марок лоббисты пропихнули нам законы, ухудшающие качество нашей жизни! Поэтому, я думаю, надо просто признать ошибку и изменить казахстанское законодательство. Кстати, депутаты нашего парламента уже не раз поднимали этот вопрос. Мы же видим, к чему в итоге привели эти ограничения - людей начали убивать на улицах из-за обычных автостеклышек. Страшно даже подумать о том, что будет дальше...

 Михаил КОЗАЧКОВ, фото с интернет-ресурсов, Алматы



 

Поделиться
Класснуть