Меньше страстей - больше прагматизма!
Анна ГУСАРОВА, руководитель Центрально-Азиатского института стратегических исследований: “Ситуация с падением курса тенге выглядит смешно...”
На этой неделе национальная валюта вновь заставила немного понервничать казахстанцев: стоило российскому рублю подешеветь примерно на 10 процентов, как вслед за ним устремился и тенге. Причиной же падения валюты соседней страны стало появление нового санкционного списка россиян, с кем запрещено вести бизнес западным компаниям. В этот раз врагами США и Европы были объявлены российские олигархи. Но при чем тут тенге? Неужели американские санкции теперь будут напрямую влиять и на Казахстан?
А тут подоспела новость об исключении нашей республики из программы торговых преференций США. Неужели мы тоже становимся участниками холодной войны? Об этом корреспондент “Времени” поговорил с экспертом Анной ГУСАРОВОЙ (на снимке), руководителем Центрально-Азиатского института стратегических исследований. Г-жа Гусарова специализируется на внешней политике США и совсем недавно вернулась в Казахстан после стажировки в университете Джорджа Вашингтона.
- Дональд ТРАМП сейчас ньюсмейкер номер один в мире: Россию душит санкциями, от Китая требует уступок в торговой войне. Добрались и до Казахстана - РИА “Новости” сообщило, что Казахстан попал в число стран, чье участие в программе торговых преференций США может быть прекращено. И первый вопрос: чем это нам грозит?
- Последствия для нас могут быть чисто экономические - страны потеряют не облагаемый налогами доступ к американскому рынку, возможно, появятся какие-то барьеры. Чаще всего выпадение из программы происходит в связи с нарушением условий соглашения. По поводу Индии, например, известно, что проблемы связаны с молоком и высокими технологиями: американцы не могут выйти на индийский рынок, отсюда и последствия. По Казахстану озвучена другая причина - крупнейшая американская федерация профсоюзов AFL заявила, что в Казахстане нарушаются права трудящихся.
И тут можно вспомнить трудовые конфликты, случившиеся в нашей стране в последние месяцы. Это и шахтеры МИТТАЛА, и другие. То есть возникла ситуация, требующая выяснения всех обстоятельств, чем и займется специальная комиссия. Но для российских СМИ сам факт того, что Казахстан могут убрать из какой-то программы США, - это отличный информационный повод, чтобы еще раз рассказать, какие американцы плохие. Совершенно очевидно, что ситуация сейчас невероятно сложная, человечество действительно находится на пороге третьей мировой войны. Поэтому любые новости воспринимаются так остро. Но прежде чем делать какие-то выводы о том, как повлияет исключение из программы, надо сначала дождаться результатов работы комиссии.
- Как вы считаете, активное обсуждение сирийской проблемы в Совбезе ООН, где сейчас голосует и Казахстан, может как-то сказаться на экономических отношениях нашей страны с США?
- Думаю, всем было понятно, что Совбез ООН не смог бы достичь каких-то договоренностей по сирийскому вопросу. Но в любом случае даже сам факт обсуждения очередного сирийского кризиса должен принести пользу. Дипломаты вынуждены договариваться, искать какие-то компромиссы. И это гораздо лучше, чем стрелять друг в друга ракетами. При этом позиция Казахстана, несмотря на многовекторную политику, остается стабильной - по большинству вопросов мы поддерживаем Россию, что и показывает голосование в том же Совбезе.
- Администрация Белого дома старается снижать свои международные расходы, в том числе помощь развивающимся странам, особенно по различным программам. Что это - верность предвыборным обещаниям Трампа?
- Один из главных предвыборных лозунгов Трампа - “Америка для американцев”. Тем более он далеко не первый политик в США, использующий именно эту фразу. Процесс сокращения расходов, скажем так, на международную деятельность запущен достаточно давно, и не только один Трамп имеет на это влияние. Запущены реформы госдепа и USAID (Агентство США по международному развитию. - М. К.), сокращают бюджеты самых разных программ - это естественный процесс, невозможно все время увеличивать финансирование. И программы преференций, с которой мы начали разговор, это тоже касается. Казахстану нужно быть готовым к тому, что зарубежные партнеры могут снизить свою помощь в рамках какой-то программы. Тем более мы - член ВТО, у нас большие амбиции, мы стремимся попасть в число самых развитых стран мира. Очевидно, что исключение из какой-то программы США не должно стать трагедией для экономики Казахстана.
- Новые западные санкции в отношении крупных бизнесменов России ударили по Казахстану мгновенно - упал рубль, за ним тенге, хотя наша валюта вроде бы пошла на поправку. Есть ли вероятность, что Казахстан будет испытывать дальнейшие трудности из-за Дерипаски и остальных?
- Честно говоря, ситуация с падением курса тенге выглядит смешно. Раньше нам говорили, что национальная валюта зависит в первую очередь от цен на нефть. Дескать, пока нефть дорогая, тенге ничего не угрожает. Но, как мы видим, появление нового санкционного списка против соседнего государства сказывается и на нас. Сейчас уже понятно, что на курс влияют и политические факторы. Читала в какой-то публикации, что, дескать, тенге начал падать из-за того, что у кого-то нервы не выдержали. Чьи нервы - казахстанские, российские, американские? Мне кажется, что у нас недостаточным образом выстроена работа с населением. Людям никто не объясняет, что появился какой-то временный фактор, не надо паниковать, бегать по обменникам и так далее. Кто-то должен с людьми разговаривать. Тем более что в итоге от валютных скачков страдает население, страдает бизнес. Опять приходится все пересчитывать, покупать товар по новым ценам, продавать дороже и так далее. А причина вообще к Казахстану никакого прямого отношения не имеет. Таковы условия свободно плавающего курса, и мы к этому должны привыкнуть.
- Есть версия, что все нынешние действия Дональда Трампа, особенно его призывы к России в Твиттере - то “ловить” ракеты, то помириться, могут быть последствиями стресса, который испытывает нынешний президент из-за давления со стороны демократов. Или же глава Белого дома все делает осознанно?
- Противостояние демократов и республиканцев - это классика жанра. Так было, есть и будет. Другое дело, чем руководствуется Трамп, подписывая документы или делая записи в Твиттере. Есть множество книг и статей, посвященных Трампу. И по ним можно сделать вывод, что он пришел в Белый дом с бизнес-концепцией. И это сказывается на международной и внутренней политике США. То есть все, что делает президент США, выгодно его стране.
И нельзя не заметить, что Трамп очень последователен. Он постепенно, пусть и с переменным успехом, реализует свои наработки. Сложности в отношениях с конгрессом никто не отменял, поэтому работает как может. Сближения с Россией, чего от него так ждали, не получается и не получится. А это ключевой момент. Это важно как для американцев, так и для россиян. В таких условиях моменты вынужденного взаимодействия обретают особую важность, именно в такие моменты решаются самые важные вопросы - Сирия, кибербезопасность, Афганистан. Хотелось бы, чтобы этот накал страстей, подогреваемый СМИ и эмоциями, побыстрее утих. И вот тогда можно будет предметно оценивать многие вещи. Меньше пропаганды, страстей в духе холодной войны - больше прагматизма.
Михаил КОЗАЧКОВ, фото Владимира Заикина и из архива Анны ГУСАРОВОЙ, Алматы